21 ноября, четверг

Властелин умов

12 декабря 2014 / 15:11
публицист

Любой пиар хорош для фильма только в том случае, если обсуждают произведение, а не его рекламную подачу.

Мы, мое поколение, все росли на Толкиене. Его «Властелин колец» и «Хоббит» — добрые воспитатели для многих. Автор для нас не далекий филолог-англичанин, а добрый дедушка-сказочник. Но сегодня некогда читать и вдумываться в многослойные идеи и авторские посылы. Для многих проще посмотреть эпичное кино (раз идет так долго, значит, близко к тексту), поцокать языком, восхищаясь спецэффектами, запомнить режиссерскую версию истории и выйти из кинотеатра. Часто, так и не дойдя до книжной полки с первоисточником.

В итоге остается упрощенная идея, эмоции и красивая картинка.

Напомню, чтобы громогласно объявить о кинопремьере последней, третьей части «Хоббита», состоявшейся в четверг, пиарщики предложили двойной рекламный трюк. Первое: установить на одном из зданий Москва-сити проекцию Ока Саурона (главного злодея всей эпопеи) на несколько часов. Замысел не удалось реализовать. Но вот вторая часть трюка удалась на славу: общественный резонанс взорвал Интернет, и именно его пиарщикам хватило сполна.

Волна возмущения пополам с восторгом выплеснулась в СМИ. Пиарщики потирали руки: самое лучшее время обсуждать фантастическую войну, когда идет реальная. Общественность устроила битву в соцсетях.

«Россия расписалась в собственном зле, решив повесить око Саурона!», «Москва навлечет на себя беду, если разместит дьявольский символ», «Да это просто прикол, мы с юмором подходим к мировому критиканству». И очень все это походит на то, что весь этот шум — способ выразить свое отношение не к премьере или книге, а к актуальной политической повестке и роли России в ней.

Просто-напросто тема Украины, которая уже всем порядком приелась, подается в новой культурно-голливудской обертке. И ее снова продолжают послушно жевать.

Да, о Голливуде. У представителей киноиндустрии есть две фишки, которые часто используются сценаристами. Особенно они актуальны сейчас. Это образ «плохой России» и «нравственный перевертыш». Про первое все понятно. Если есть на свете центр зла, то он (кто б сомневался!) — в России. А вот второй интереснее. Помните Малифисенту? А последний фильм про Дракулу? Там абсолютное зло выворачивается на изнанку и выставляется добрым, любящим, жертвенным. Американская пропаганда стирает грань между понятиями добра и зла. Толерантно, да. И вот в конце года появляется фильм о гиперболизированном зле, Мордоре, которое прямо ассоциируют с Россией. Он резко отличается от других фантастических фильмов 2014 года. Красиво, эпично, мощно и бьет прямо в подсознание, не делая различий в национальности зрителей.

Уверенна, ассоциации с империей зла, с оком над Москвой, пущенная в сети про Россию, уже отложилась в головах. И если для американцев и европейцев это хлесткая обзывалка, то для России — повод для стеба. Вместо ока уже предлагали сделать инсталляцию имперского орла, установить такое око напротив каждой обладминистрации, чтобы чиновники лучше работали.

Смех смехом, но за деревьями не увидели леса.

Наверное, стоит напомнить, что во всем Толкиене много христианских идей, отсылов к вечным ценностям. Если Любовь — то чистая, к своим детям, к народу, к природе. Если Вера и Справедливость — то проходящие испытания, а не дающиеся просто так, по праву рождения или человеческой исключительности. Если Честь — то ее надо отстаивать в реальной битве, кровью, а не бессмысленными оскорблениями в соцсетях. И Зло в мире Толкиена беспрерывно порождает зло, оно не может вопреки американской традиции, совершаться ради общего блага. И все добродетели постоянно подвергаются испытаниям, чтобы герои не закостенели в своем всемогуществе.

Саурон — главное зло всего Средиземья, был повержен после того, как достиг пика своего могущества.

Вот те идеи, которые давал Толкиен, когда писал свои шедевры во время Второй мировой войны. Он был ее свидетелем и не хотел новых кровопролитий. Попытка предупредить не удалась. Да и давайте быть честными — она никогда не удается.

Любой пиар хорош для фильма только в том случае, если обсуждают произведение, а не его рекламную подачу. Но в этой истории всем удобно видеть геополитику, а не сказку на все времена.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также