Экономисты увяли с прогнозами, и я приумолк, очень уж показательно многие промахнулись с ценами на нефть, курсом рубля, экономикой Китая, себестоимостью сланцевых технологий, решениями ОПЕК, судьбой ядерной программы Ирана и политикой США в части стратегических резервов нефти.
Можно говорить, конечно, о совокупности разнородных факторов, о непредсказуемости политики мировых держав и нефтедобывающих стран, но в каждом деле важен результат, который для большинства экономических предсказателей оказался неудовлетворительным. Вообще, надо отметить, что если краткосрочные прогнозы на неделю-другую иногда хорошо удаются, иногда не очень, то со среднесрочным прогнозированием дело обстоит еще хуже, с прогнозами в экономике дело обстоит, совсем как в метеорологии в части достоверности, именно из-за многофакторности влияний на процессы.
Посмотрим со временем, можно ли предсказать кризисы в долгосрочной перспективе, где сегодня действуют масштабные и постоянные факторы глобализации всех рынков и синхронизации мировой экономической цикличности. С точки зрения этого долгосрочного и масштабного подхода то, что происходит сегодня в Китае, лишь очередная фаза синхронизации глобальной экономики со встраиванием ее экономики в мировую цикличность. Это во многом подобному тому, как было в 1998 году, когда произошло резкое падение азиатских фондовых рынков и сжатие экономик «дальневосточных тигров» с последующей синхронизацией их циклов по фазе с основным экономическим циклом США, Евросоюза и Японии, вместе с которыми они и вошли в кризис 2008 года. Китай в 2008 году почти от кризиса уберегся, спад его экономики был невелик, но в следующий раз, в новом глобальном кризисе удар по его экономике будет более мощным и системным, как и удар кризиса по России, которая также с 1998 года находится в глобальном цикле.
Проверим, я жду (о чем уже не раз писал) после кризиса и надлома 2008 года, депрессии 2009–16 годов, подъема мирового производства и роста мирового ВВП в 2017–19 годах (тогда и цены на нефть непременно восстановятся) далее будет сильный перегрев и новый мировой кризис в примерно в интервале 2021–25 годов. Увидим, работает ли глобального масштаба прогноз на длительном отрезке времени. Поскольку эта ситуация не зависит от политической конъюнктуры, а «жернова экономики» так же мелют неумолимо, как и «жернова истории», полагаю, что так оно и будет, и не устаю повторять этот прогноз без особой надежды быть услышанным. Уж больно много развелось «прогнозистов», кто же поверит еще одному прогнозу? Да я и сам был хорош, поддался пару раз соблазну «предсказывать погоду по цветению шиповника, полету мух и росту огурцов», и напрасно.