Про покойного шимпанзе бонобо Канзи, который, как сообщили недавно, умер в сорокалетнем возрасте, осталась непроговоренной важная вещь, которая, скорее всего, уже обдумывается этологами, но не выходит в публичное обсуждение..
Возможно, когда-нибудь мы узнаем, что Канзи не был гением (ложная концепция весьма антиисторического свойства, между прочим), а был всего лишь милым и способным шимпанзёнышем.
Часто забывают известные подробности, как он обучался. Нюанс в том, что это было самообучение. Малыш Канзи наблюдал за тем, как обучали его мачеху, доминантную самку Матату, до уровня достижимого для человекообразной обезьяны: несколько десятков слов на адаптированном языке немых. Уровень двухлетнего ребенка.
Но случилось чудо. В некий момент обнаружили, что обезьяныш, которой бегал во время обучения под ногами, не только выучил программу Мататы, но усвоил ее творчески и начал саморазвиваться. И достиг уровня трех-четырехлетнего ребенка. Это трактовалось как гениальность, где важным аргументом было, что он потянулся к знаниям сам, без побуждения со стороны. Но представляется более логичным посмотреть на этот случай и с другой стороны, с человеческой, так сказать со своей.
Наверняка каждый бывал в ситуации, когда вам втюхивают какую-то информацию, которую вы не заказывали. Предположим, что обезьяна Матата, которую научили разговаривать языком жестов с сородичами, впоследствии оценила этот дар. Но очевидно, что вряд ли ей понравился муторный процесс обучения.
Однако примерим на себя другую психологическую ситуацию, представим, что ту же информацию, что настырно втюхивали вам, обсуждают два авторитетных собеседника, а вы ее случайно подсушиваете. Вполне бытовая ситуация. Ну, например вы оказались на первом этаже, напротив открытого окна, двое присели на скамейку и общаются. Вас в этом разговоре нет. Ни как говорящего, ни как темы. Это в инстинктивном, предшествующем анализу ощущении дает презумпцию доверия. Вы не отвлекаетесь на мысли о том, что вами манипулируют, но слушаете с интересом, хорошо запоминаете, если информация хоть сколько интересна. Стоит обратить внимание, как часто люди любят пересказывать подслушанные в транспорте или кафе истории.
Вернемся к нашему шимпанзе. Этот малыш регулярно оказывался свидетелем общения доминантной самки и человека. Т.е. очевидных лидеров и авторитетов для такого социального вида как шимпанзе бонобо. Интерес к этой коммуникации и стал стимулом к самообразованию, результат которого стал пищей для известных мифов.
Стоит порассуждать, что подобный эффект вполне свойственен социальной психологии человека, который, если следовать юмору фильма ДМБ, суть самая умная обезьяна. Интуитивно понятно, случайно подслушанный разговор «крутых и влиятельных», вызовет куда больше доверия, если те же люди будут настойчиво «втирать» то же самое в лицо. За счет того же эффекта работают технологии эксплуатации ЛОМов (лидеров общественного мнения) в средствах массовой информации и рекламе. Также эта история дает неплохой материал критики репрессивной модели образования.
Выходит, что жизнь самого умного в человеческой истории шимпанзе смогла немалому научить. Спасибо, Канзи, за уроки, и земля тебе пухом!