Одним из главных раздражителей так называемого прогрессивного сообщества на прошлой неделе стало решение социальной платформы TikTok ограничить охват видеороликов для определенных категорий пользователей.
В «зону риска» вошли люди, страдающие аутизмом, лишним весом, синдромом Дауна, те, у кого есть дефекты лица или отсутствуют конечности, а также представители ЛГБТ-сообщества. Руководством TikTok утверждается, что такие меры были приняты для защиты указанных лиц от издевательств и травли, однако, соцсеть незамедлительно получила многочисленные обвинения в дискриминации. Так, например, Дэниел Вильярреал, писатель и сооснователь QueerBomb Dallas полагает, что «TikTok обладает способностью знакомить миллионы людей с позитивными и прогрессивными людьми ЛГБТ в медиапространстве, и прямо сейчас их политика просто обескураживает», и это ещё один из самых мягких и корректных комментариев.
Примечательно, что ранее компания вполне поддерживала ЛГБТ-сообщество. В июне 2019 года в течение «Месяца Прайда», фестиваля для ЛГБТ-идентифицирующих себя пользователей, TikTok сотрудничала с DragCon RuPaul, в рамках чего были запущены хэштеги #ServingRealness и #ShowYourPride, призванные помочь представителям меньшинств выразить себя.
С чем связан нынешний демарш, не вполне понятно, однако, вкупе с ограничением контента от инвалидов и толстяков, он, безусловно, является вызовом современному гражданскому обществу, которое иногда доводит свои принципы до безумия. К примеру, компания по производству велотренажеров Peloton подверглась критике в связи с рекламным роликом, в котором мужчина дарит подобный тренажер своей жене. Peloton был обвинен в том, что оскорбляет людей с альтернативной весовой категорией, демонстрирует финансовую зависимость женщины, её моральное подавление, и вообще они там все в рекламе белые и гетеросексуальные, а это уже почти грех само по себе!
Следует отметить, что TikTok, конечно, не единственная сеть, которая ограничивает свой контент сверх установленных законодательных запретов экстремизма, пропаганды насилия и прочего. Так, на Facebook запрещено писать о сексе и склонять к нему других пользователей, а также давать резко негативные оценки, т.е. использовать выражения «я ненавижу», «я не люблю», говорить о ком-то как о «худшем» или выражать отвращение. YouTube запретил таргетировать рекламу зрителям детского контента. Блогерам, получающим деньги от Instagram за съемку контента для IGTV, администрация соцсети запретила упоминать о «социальных проблемах, выборах или политике» в видеороликах. А в «Одноклассниках» нельзя размещать информацию, связанную с оккультной тематикой и деятельностью в области магии, приворотов, гаданий и прочей астрологии.
Но, как бы ни возмущались Белые Жрицы и Черные Маги дискриминационной политикой самой популярной среди их целевой аудитории социальной сети, впервые мы наблюдаем удар по тем скрепам, которые в западном мире до сего дня были священные. Да, TikTok и ранее много за что критиковали. Компания получила штраф почти в 6 миллионов долларов за то, что нарушила закон США о защите конфиденциальности детей в интернете (COPPA). К ней предъявлялись претензии за отсутствие надлежащего контроля над порнографическим контентом. И, конечно же, возмущение западных правозащитников вызывает цензурирование видеороликов, в которых упоминаются «чувствительные» для Китая темы, такие как события на площади Тяньаньмэнь, независимость Тибета и протесты в Гонконге.
Но китайские проблемы – это всё-таки проблемы Китая, а полнотелые лесбиянки есть везде. Ответит ли что-то на это Запад на государственном уровне? Вряд ли. Слишком свеж провал атаки США на китайскую же Huawei, в результате которой американская отрасль потеряла миллиардные контракты на комплектующие, на замену которым пришли чипы из Нидерландов, Тайваня, Японии и самого Китая. Последний смартфон Huawei, представленный в сентябре, не содержит ни одной американской детали и прекрасно себя чувствует на рынке.
Демарш гражданских активистов, конечно, возможен, но TikTok на данный момент является ведущей платформой для коротких видео, став одним из наиболее быстрорастущих и скачиваемых приложений с пятьюстами миллионами пользователей из 150 стран. Более того, основной аудиторией этой соцсети являются подростки, а это формирует очень привлекательный рекламный рынок, просто так от которого никто по доброй воле не откажется.
Таким образом, мы воочию наблюдаем кризис идеологии толерантности, которая теоретически должна была быть привлекательна сама по себе, однако, держалась только лишь на медиа-агрессивности отдельных своих адептов. И когда суверенное государство, по сути, заявляет о пропаганде нового конвенционального стандарта гетеросексуальных здоровых китайцев, то если кому-то что-то не нравится, он может создать свою соцсеть и размещать там что его душе угодно. Такой вот урок либертарианства от социалистической тоталитарной страны.
Да, налицо, конечно, некоторая цифровая геттоизация всех непопадающих в новый стандарт общественных групп, напоминающая планы нацистов сначала сослать всех евреев на Магадаскар, потом запереть по районам, потом выслать в лагеря, а что было дальше всем хорошо известно. Но, как верно отмечал Нассим Талеб, при отсутствии разумных регуляционных механизмов в полностью свободном обществе тон будет задавать агрессивное меньшинство. Китай начал думать о всей нации. Возможно не повредит последовать его примеру.