21 ноября, четверг

Управление качеством человеческого капитала в цифровой экономике

09 августа 2021 / 20:05
экономический аналитик

Специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков в ноябре 2020 года выступил с крайне своевременной, важной и интересной инициативой..

Он предложил, в частности, ввести дипломы со сроком годности, которые демонстрировали бы уровень знаний выпускника на момент предъявления документа. Инициатива Пескова представляет особую ценность, будучи примененной именно к сфере цифровой экономики.

Можно сделать вывод о том, что в контексте цифровой экономики данная инициатива является перспективной, а её экономическая обоснованность не вызывают сомнения. Вполне очевиден значительный экономический эффект от реализации данного предложения в рамках российской национальной экономики и общества. Правда, для этого придётся ввести ряд дополнений в действующее законодательство и осуществить конкретных мер.

Как известно, сегодня именно цифровая экономика является лидером развития мировой экономики. Крупнейшими и самыми рентабельными сегодня являются именно высокотехнологичные компании.

Цифровая экономика продолжает успешно развиваться, несмотря даже на пандемию коронавируса. По итогам 2020 года только технологичные компании, кроме биг-фармы, продолжали успешно развиваться и не понесли убытков, в отличие от всех остальных компаний в других отраслях экономики.

Поэтому в сфере глобальной цифровой экономики конкурентная борьба между странами-лидерами только усиливается. Одним из наиболее эффективных способов получения конкурентных преимуществ является привлечение в сферу цифровой экономики наиболее квалифицированных и трудоспособных специалистов различных специальностей.

 

Управление персоналом как важнейшее направление в цифровой экономике

В основе экономических успехов технологических компаний лежит их эффективная работа с персоналом. Иными словами, работа с человеческим капиталом. Значительная часть расходов этих компаний уходит на привлечение в проекты компаний лучших IT-специалистов, в том числе из-за рубежа.

Основная проблема современной цифровой экономики - это дефицит идей. Так, журнал The Economist сообщал в начале 2020 года о том, что все компании, занятые созданием беспилотных автомобилей, сорвали ранее намеченные сроки из-за проблем с искусственным интеллектом (AI). Нет идей – нет результатов.

Таким образом, конкурентная борьба в сфере цифровой экономики - это во многом борьба за новые идеи. Однако при этом высокотехнологичные компании мира стремятся покупать не только сами идеи, а скорее, специалистов, которые могут генерировать такие идеи.

В этом цифровая экономика ведущих стран мира (особенно, США и КНР) получает мощную поддержку со стороны как государства, так и остальных секторов и отраслей экономики. Кадровая политика является краеугольным камнем государственной политики любой страны. К настоящему времени имеется много примеров того, какими разнообразными способами и путями каждая страна в своей истории для своего развития, включая развитие национальной экономики, пытается решить проблему скорейшего и успешного увеличения интеллектуального потенциала. По-иному, эту политику можно назвать «борьбой за таланты».

Данный процесс сопровождается мобилизацией всех финансовых, интеллектуальных и кадровых ресурсов в мире. От объёма и качества этих ресурсов во многом зависят темпы развития секторов IT и hi-tech. Однако такие ресурсы дефицитные. Поэтому происходит острая конкуренция между лидерами цифровой экономики за их обладание и разрабатываются и реализуются мероприятия по улучшению качества этих ресурсов. Речь идёт, в частности, о качестве человеческого капитала.

Поэтому данное заявление спецпредставителя Президента РФ Пескова отражает эту глобальную тенденцию в мире.

Сегодня государственные и корпоративные структуры пытаются изменить методы работы с персоналом и научиться решать новые задачи: организовать экономически эффективную удаленную работу и контролировать её, предотвращать снижение эффективности сотрудников, и, не имея возможности организовать живые встречи, всё же сохранять связи и сотрудничество в команде и т.д.

Пандемия COVID-19 только ускорила кадровую работу в этом направлении. В России уже внесены поправки в Трудовой кодекс РФ относительно организации удаленной работы, совмещения такой работы с работой в офисе. Соответствующий федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ закон вступил в силу с 01.01.2021.

Увы, но данные новации и изменения в законодательстве связаны только с влиянием эпидемии коронавируса, но не вызваны постепенным переходом России к цифровой экономике и «Индустрии 4.0».

Но, всё-таки, для успешного решения задач улучшения качества кадров в сфере цифровой экономики, остро существует необходимость развивать и стимулировать индивидуальные профессиональные способности каждого IT-специалиста, его самостоятельность и надёжность в выполнении поставленных перед ним задач, наличие навыков самостоятельной работы. Но пока эта деятельность выполняется каждой технологической компанией России самостоятельно, без заметного участия и поддержки государственных органов и структур. Это нецелесообразно и неэффективно с точки зрения решения проблемы успешного развития цифровой экономики России.

Для управления качеством человеческого капитала российских технологических компаний необходимо создать государственную систему их поддержки. Но как этого добиться в современных условиях? Очевидного ответа пока не существует.

Поэтому предложение спецпредставителя Дмитрия Пескова представляет высокую ценность как пример одного из способов государственной поддержки технологических компаний России.

Но цифровая экономика России пока не достигла желаемых результатов. Пока не удалось создать ни одного российского высокотехнологичного стартапа-единорога (капитализация которого составляет не менее 1 млрд. долларов США). Ни одна российская IT и hi-tech компания ни по размеру капитализации, ни по объёмам выпускаемой продукции и услуг не достигла уровня мировых лидеров цифровой экономики.

Это заставляет Россию продолжать борьбу за вхождение в число мировых лидеров цифровой экономики. Этого требует и президент РФ Владимир Путин.

 

Структура цифровой экономики и её персонал

Цифровая экономика, как и любая отрасль экономики, как и любая из входящих в неё IT и hi-tech компаний, не может эффективно работать сама по себе, без создания определённой инфраструктуры. Поэтому в цифровой экономике существуют две основные группы компаний: IT и hi-tech компании; компании, которые обеспечивают их деятельность (инфраструктурные компании).

Соответственно, сотрудников, занятых в цифровой экономике, можно условно разделить на IT-специалистов и обеспечивающий (инфраструктурный) персонал.

Таким образом, обе эти группы специалистов образуют человеческий капитал цифровой экономики, а также её интеллектуальный потенциал.

Обеспечивающие (или – инфраструктурные) компании формируют т.н. инфраструктуру цифровой экономики. Инфраструктура имеет самое жизненное значение для эффективной деятельности IT-компаний. Так, в состав инфраструктуры цифровой экономики входят компании, осуществляющие различные виды деятельности, например: юридические услуги, аудиторские и консультационные услуги, PR, ведение бухгалтерского учёта и отчётности и прочее. Инфраструктурные компании выполняют роль бэкоффиса в цифровой экономике.

Значение инфраструктуры цифровой экономики невозможно переоценить. Именно инфраструктурные компании создают комфортную среду для деятельности IT-компаний в США. Именно с помощью инфраструктурных компаний цифровой экономики создаётся рыночная стоимость цифровой (интеллектуальной) продукции, происходит мультипликация её стоимости – т.е., многократное увеличение с помощью рыночных и инвестиционных инструментов и механизмов, привлекаются средства инвесторов (а это сложная и многоуровневая работа – road show, due diligence, проведение самого IPO), осуществляется маркетинг, подготовка и аудит финансовой отчетности, сервисное обслуживание, оценка технологического и кадрового потенциала и т.д.

Для успешного развития любого IT-проекта крайне важно с самого начала правильно выбрать соответствующее направление и поставить задачи. Это умел успешно делать Стив Джобс. Также огромное значение, кроме создания качественного продукта, имеет создание эффективного экономического механизма реализации IT-проектов и созданной интеллектуальной продукции, как это осуществлял Билл Гейтс, а сегодня успешно делают Безос, Ма, Цукерберг и многие другие.

Именно с помощью инфраструктуры цифровой экономики во многом формируются денежные потоки и доходы высокотехнологичных компаний и их персонала.

Как утверждают западные СМИ и эксперты, многие иностранные IT-компании и проекты мигрируют в США благодаря тому, что там для них имеются самые комфортные сегодня условия.

 

Проблемы качества человеческого капитала цифровой экономики

В современных традиционных условиях кадровой работы и управления бизнесом и деятельностью компаний развитие цифровой экономики неизбежно приводит к снижению степени регулирования и контроля трудовой деятельности специалистов. Степень доверия к ним возрастает (нередко – вынуждено), что нередко демотивирует этих сотрудников.

Для этого, в частности, необходимо повысить степень законопослушности и лояльности специалистов в сфере IT и hi-tech и снизить степень их правового нигилизма и авантюризма. Необходимо также не допускать фактов профессиональной непорядочности и даже мошенничества в сфере цифровой экономики.

Необходимость таких мер становится всё более очевидной. Ведь в последнее время многие крупнейшие технологичные компании мира всё чаще становятся объектами скандалов и судебных расследований по причине нарушения ими законодательства и деловой этики. В июне 2020 г. состоялись слушания в конгрессе США по фактам нарушений в деятельности Facebook, Apple, Amazon.

К тому же, деятельность IT-компаний отличаются высокой рентабельностью и доходами, что уже сейчас привлекает в сферу цифровой экономики неквалифицированные, а также криминальные и коррумпированные элементы.

Министр МВД Колокольцев в выступлении в Совете Федерации в октябре 2020 года сообщил, что доля киберпреступлений в общем числе преступлений повышается и достигла 23%. Генеральный прокурор РФ И.Краснов на расширенном заседании коллегии 17 марта 2021 года добавил, что особенно сильно росла в 2020 году доля киберпреступности: число таких преступлений выросло более чем в полтора раза. При этом только около 25% из них раскрыты, подчеркнул он. Краснов призвал подчиненных повысить эффективность в этом отношении.

Также в 2020 году начато уголовное расследование мошенничества немецкой компании Wirecard и хищения с её счетов крупных сумм денежных средств. Количество  таких примеров только возрастает.

Преступления с применением IT-технологий стали также достаточно часты. Это, например, инсайдерское хищение данных, которые во многом осуществляются именно сотрудниками компаний, а не извне (хакерами).

Очевидно, что сегодня остро назрела необходимость повышения уровня управления качеством человеческого капитала цифровой экономики и создания соответствующей системы. Задача создания эффективных высокотехнологических компаний России и инфраструктуры цифровой экономики может быть эффективно решена только при условии создания такой системы.

 

Предложения по созданию системы управления человеческим капиталом цифровой экономики России

Основной целью деятельности по управлению качеством человеческого капитала является отбор высококвалифицированных кадров для цифровой экономики на основе применения инновационных подходов.

Однако IT-специалисты также нуждаются в кадровой селекции. Но там профессиональный отбор сегодня осуществляют сами IT-компании, причём, они делают это постоянно и достаточно строго. Но – недостаточно пока эффективно. По причине пока невысоких достижений российской сферы IT, которая пока явно не входит в число мировых лидеров, целесообразно было бы рассмотреть и это направление. Пока очень сложно навязать им иные взгляды, кроме их собственных.

Однако надо помнить, что работодателями наличие формального высшего образования у таких специалистов не особенно принимается в расчёт.

Предстоит решить многие проблемы, в том числе:

  • Проблема перепроизводства обладателей дипломов о высшем образовании;
  • Проблема выявления некачественности и фиктивности высшего образования;
  • Проблема девальвации и невостребованности высшего образования в условиях перехода к «Индустрии 4.0»;
  • Проблема объективности оценки квалификации и деловых качеств специалиста;
  • Проблема снижение рисков проникновения сомнительных личностей в сферу цифровой экономики;
  • Проблема очищение профессиональных рядов IT и инфраструктурных компаний.

Выполнить следующие задачи:

  • Создать масштабную и квалифицированную систему управления качеством человеческого капитала в цифровой экономике (по различным профессиям);
  • Добиться экономической обоснованности и эффективности профессиональной деятельности в сфере цифровой экономики;
  • Предотвратить профессиональное перенасыщение цифровой экономики
  • Создать здоровую профессиональную конкуренцию;
  • Улучшить качество кадров как за счёт сокращения численности обладателей дипломов, так и повышения их профессионального уровня;
  • Создать центры по развитию высококачественных квалификаций для цифровой экономики.

 

Необходимые организационные мероприятия и направления деятельности

В данном материале я рассматриваю эту проблему только с точки зрения практической реализации предложения Дмитрия Пескова от ноября 2020 года и не затрагиваю иные направления.

Для эффективного решения отмеченных проблем и достижения намеченных целей предлагается вести работу в двух направлениях:

- создание механизма административного управления в рамках регулирования цифровой экономики;

- создание высокотехнологического цифрового продукта «Управление качеством человеческого капитала в цифровой экономике».

Указанную деятельность предлагается включить в новую редакцию национального проекта «Цифровая экономика» и заменившего его «Паспорта «Национальной программы «Цифровая экономика РФ» (2018) под условным названием «Единая система "Управление человеческим капиталом цифровой экономики".

Для разработки указанного механизма была проанализирована возможность применения некоторых уже существующих в мире методов управления человеческим капиталом в сфере IT, например:

- привлечение иностранных IT-специалистов (широко применяется в США, Европейском Союзе, отчасти в Китае);

- развитие и увеличение численности и доли в населении именно среднего класса как источника будущих высококвалифицированных кадров (США, Китай);

- переквалификация (переподготовка) специалистов других профессий (США, Китай).

Целесообразно оцифровать все данные по всем базам учебных заведений по выданным дипломам и создать единую базу данных, что позволит оперативно и обоснованно подтверждать подлинность выданных дипломов (см. прецедент с выяснением подлинности диплома судьи Хахалёвой).

Предстоит работать с очень большим объёмом информации. Министр образования и науки РФ О. Васильева сообщала: “У нас один из самых высоких уровней образования в мире… доля населения, которое закончило колледж или вуз, составляет 56%. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в стране насчитывалось 83,384 млн. человек в возрастных категориях от 25 лет до 64. Из них о наличии высшего образования заявили 27,5 млн. человек».

Следует отметить, что в силу невысокого уровня жизни в стране Россия является недостаточно конкурентоспособной в вопросе массового привлечения высококвалифицированных иностранных IT-специалистов. Практически то же самое относится и к удержанию собственных национальных кадров. Поэтому в России эффективным будет не столько привлекать иностранных IT-специалистов, сколько улучшать качество имеющихся специалистов, чтобы соответствовать актуальным и будущим экономическим вызовам.

Поэтому следует сделать вывод, что в России всё-таки малопригодны методы, применяемые в странах с развитой экономикой в рамках глобальной тенденции по развитию и привлечению талантливых людей.

В этой ситуации высокую эффективность может показать в основном селекция кадров для цифровой экономики.

В США проблема селекции кадров в IT-компаниях решатся постоянно. Там приглашают специалистов по контракту для выполнения конкретных задач в рамках IT-проектов. а по окончании работ и контрактных отношений прекращаются и трудовые визы в США IT-специалистов.

В России же надо скорейшим образом ликвидировать дефицит высококвалифицированных IT-специалистов, а также увеличивать интеллектуальный и профессиональный потенциал кадров в сфере цифровой экономики. Повторю, что западные методы управления человеческим капиталом на основе срочных контрактов нам не вполне подходят.

Поэтому для улучшения качества специалистов в сфере цифровой экономики предлагается сократить число обладателей дипломов о высшем образовании путём их постоянной или временной деквалификации. Тем самым, это повысит порог квалификационных требований со стороны технологических компаний как к кандидатам на трудоустройство, так и к сотрудникам, имеющих действующие контракты.

Для этого надо:

- определить профессиональные группы таких кандидатов (инженеры, экономисты, финансисты и т.д.);

- установить критерии деквалификации.

- подвергнуть обладателей дипломов профессиональному анализу. Это может быть, например, сначала – на предмет фактов совершения «беловоротничковой» преступности, затем – с точки зрения экономического эффекта (результата) их деятельности.

Надо отметить, что Россия имеет достаточно много прецедентов фактической деквалификации (дисквалификации) в самых различных сферах. Ограничимся только деловой сферой, не затрагивая, например, спортивную сферу (наказания за употребление допинга).

В настоящее время в России уже достаточно широко применяется разнообразная практика ограничения профессиональной деятельности. Так, Банк России (Центральный банк РФ) после кризисов 1998, 2004, 2008 г.г. систематически отказывается утверждать на должности топ-менеджеров коммерческих банков тех кандидатов, которые совершали преступления и проступки, а также показали неэффективные результаты руководства в предыдущие периоды.

Судьи и адвокаты также могут быть лишены своих статусов и не допускаются к профессиональной деятельности по причине совершения преступлений, проступков, нарушений, неэтичного поведения и т.д.

Решениями судебных органов накладываются ограничения на возможность занятия руководящих должностей в сфере государственного управления людям, совершившим уголовные преступления.

Таким образом, деквалификация в цифровой экономике сама по себе не станет какой-то сенсацией в России.

Для практического применения предлагается создать государственную структуру под условным названием «Федеральная комиссия по деквалификации (в сфере цифровой экономики)». Формироваться она должна из представителей организаций, занимающих ся цифровой экономикой: АНО «Цифровая экономика», АНО «Платформа «Национальная технологическая инициатива», Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, органов представительной власти и ряда общественных организаций, а также приглашённых экспертов и специалистов в сфере IT и экономики.

Данная комиссия должна быть полномочна выносить решения о:

- дисквалификации (аннулировании квалификации, указанной в дипломах тех сотрудников, которые представляют фактический или потенциальный вред сфере цифровой экономики);

- ограничении срока действия квалификации, указанной в дипломе;

- необходимости повторного подтверждения квалификации, указанной в дипломе;

- направлении за счёт государственных (бюджетных) средств на переобучение (или изменение квалификации) и повышение квалификации.

Объектами рассмотрения на предмет возможности дисквалификации должны быть дипломы о высшем образовании и учёные степени кандидатов и докторов наук с указанными в них решениями государственных и иных экзаменационных и квалификационных комиссий о присвоении указанным лицам определённых квалификаций.

Следует отметить, что сегодня в России запреты касаются в основном только лишения права заниматься профессиональной деятельностью. Во всяком случае, это касается лицензий, квалификаций, статусов, но не полученных дипломов о высшем образовании. Исключением является лишение учёных степеней Высшей аттестационной комиссией (ВАК).

 

Создание технологического цифрового продукта «Управление качеством человеческого капитала в цифровой экономике»

Указанный продукт может быть создан в различных формах (технологии, программно-аппаратный комплекс).

Уже сейчас очевидно, что указанный продукт может обладать высокой рыночной стоимостью, т.е. быть востребованным организациями, компаниями и корпорациями.

Как продукт, он может продаваться на рынке, в том числе, на экспорт.

С учётом острого дефицита идей и соответственно, крайне высокого спроса на любые новые идеи и инновации, продукт будет иметь хорошие рыночные перспективы.

Данный продукт может быть реализован государственным структурам и юридическим лицам для оценки уровня квалификации и профессиональной репутации сотрудников и последующей их селекции. В дальнейшем этот продукт может быть рекомендован к обязательному использованию в госструктурах и компаниях с государственным участием.

Предстоит разработать техническое задание на разработку и создание данного высокотехнологического продукта. Я лично сам готов принять участие в данной работ на постоянной и профессиональной основе.


тэги
читайте также