В 2002 году во время визита в Рамаллу лауреат Нобелевской премии по литературе, португальский писатель Жозе Сарамаго сравнил условия жизни палестинцев на Западном берегу реки Иордан с уничтожением евреев в Освенциме.
Его замечание спровоцировало бурю международного возмущения, но Сарамаго заявил, что, поскольку он интеллектуал, то его обязанность заключается в том, что «делать эмоциональные сравнения, которые, шокируя людей, помогают им что-то понять».
Сарамаго был далеко не первым (и, конечно, не последним), кто вспоминал о попытках нацистской Германии полностью ликвидировать евреев, народ для того, чтобы осудить действия еврейского государства. В последнем томе «Изучения истории» (1961) британский историк Арнольд Тойнби указал, что посредством сионизма «евреи Запада впитали нееврейскую цивилизацию Запада, причём в наиболее неудачной из всех возможных форм. Они впитали западный национализм и колониализм». С его точки зрения, «лишение крова, оккупация земли и изъятие имущества 900 тысяч палестинских арабов, которые в результате стали беженцами», находится «на одном моральном уровне с худшими преступлениями и беззаконием, совершёнными в течение последних 4-5 веков нееврейскими завоевателями и колонизаторами родом из Западной Европы».
Каждое из этих утверждений является абсурдным: знак равенства между преступлениями нееврейского Запада и «нееврейской цивилизацией Запада»; идея, что большинство европейских евреев, мигрировавших в Израиль, были националистами, завоевателями и колонизаторами, а не бездомными беженцами, которые спасались от погромов и геноцида; попытка морального приравнивания захвата палестинских земель и имущества (хотя и предосудительного) к экстремальному насилию против незападных народов со стороны западных колонизаторов. Можно лишь надеяться на то, что Тойнби здесь не подразумевал, среди прочего, преступлений нацистской Германии. Хотя история полна случаев массовых убийств, попытка нацистов уничтожить целый народ, руководствуясь нелепой расистской идеологией, по-прежнему не имеет никаких параллелей.
Сравнение подобного с другими случаями насилия (такие сравнения могут делаться злонамеренно или из чистого невежества, например, когда американский конгрессмен Уоррен Дэвидсон сравнил обязательное вакцинирование от Covid-19 с Холокостом) – это не просто неправильно, но и опасно. Такие сравнения неизбежно превращают зверские преступления, совершённые против евреев в 1930-е и 1940-е годы, в банальность, и они влияют на наше представление о текущих событиях. Однако аналогии с Холокостом сегодня вновь используются для описания трагических событий, которые разворачиваются в секторе Газы. На совместной пресс-конференции с немецким канцлером Олафом Шольцем премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху повесил на ХАМАС ярлык «новых нацистов». Он отметил, что «мы стали свидетелями жестокости убийц из ХАМАС, которые пришли из сектора Газы и совершили худшие преступления против евреев со времён Холокоста». Заявления Нетаньяху, несомненно, отражают мнение многих израильтян. Я, например, лично слышал мнение одного израильтянина, который критически относится к Нетаньяху, но который заявил, что нынешняя ситуация похожа на 1940 год, а война против ХАМАС – это «война против зла», и её нужно выиграть путём «полного уничтожения» врага. Однако совершённые ХАМАС 7 октября чудовищные убийства более 1400 израильтян, скорее, сравнимы по своим масштабам с крупным погромом, чем с почти полным уничтожением европейского еврейства.
Совершенно естественно, что израильтяне оказались глубоко шокированы злодейской атакой со стороны ХАМАС. Исходно главным мотивом для основания государства Израиль была подготовка укрытия для евреев и обеспечение безопасности для меньшинства, которое преследовалось в течение столетий. Гарантия защиты евреев от убийств была причиной и электоральной привлекательности Нетаньяху. Хотя об Израиле в качестве бастиона, защищающего от второго Холокоста, говорили несколько поколений израильских лидеров.
То, что палестинцам пришлось страдать из-за желания евреев чувствовать себя в безопасности в собственном государстве, это трагедия, которую ещё в 1919 году предвидел Давид Бен-Гурион, основатель государства Израиль. Прошло всего два года после объявления британским правительством о своей поддержке идеи «национального дома для еврейского народа» в Палестине, а Бен-Гурион уже отмечал: «Нет никакого решения. Мы хотим, чтобы Палестина была нашей страной. Арабы хотят, чтобы она была их страной. Я не знаю, какой араб согласится, чтобы Палестина принадлежала евреям».
С тех пор мы стали свидетелями массы насилия, ошибок и лжи с обеих сторон. Во многом, как и Бен-Гурион до него, Нетаньяху считает, что этот конфликт невозможно урегулировать, им можно только управлять. Сея политические раздоры среди палестинцев, расширяя еврейские поселения на Западном берегу и инициируя периодические наступательные военные операции в секторе Газы, Нетаньяху полагал, что сможет удерживать контроль над палестинцами и гарантировать безопасность Израиля.
Пусть эта стратегия с треском провалилась, параллели между действиями израильского правительства и действиями нацистской Германии являются одновременно спорными и, почти несомненно, антисемитскими. В то же время утверждения израильских лидеров, что война против ХАМАС представляет собой экзистенциальную битву добра и зла, лишь усугубят ситуацию. Зло – это понятие метафизическое, а не политическое. Как говорил Бен-Гурион, в фундаментальном смысле суть израильско-палестинского конфликта сводится к земле и суверенитету. А такие споры требуют политического урегулирования. Но пока израильским лидерам мерещатся ворота Освенцима в каждом случае проявления палестинской вражды, не может быть никакого урегулирования. Возможно только тотальное господство.
То же самое можно сказать и о палестинцах. До тех пор, пока они будут считать израильтян злом, «поселенцами-колонизаторами», пока они будут сравнивать их с нацистами, чудовищные теракты, подобные терактам 7 октября, будут отмечаться как важные и нужные, славные акты сопротивления. На сегодня ситуация такова, что до политического урегулирования очень далеко, учитывая весь травматичный круг терроризма и кровавой мести. Однако в войне против зла урегулирование просто невозможно.