19 марта, вторник

Театр как политическое оружие. Аристофан: третий фронт Пелопоннесской войны

06 октября 2020 / 16:00
философ

Если выразить исторический контекст творчества Аристофана весьма коротко, можно уложиться буквально в два слова: «Пелопоннесская война».

Наполеон однажды сказал, что победа в войне – это квадрат, основание которого материальные средства войны, а высота – моральный дух армии. Если рассмотреть творчество Аристофана на фоне событий Пелопоннесской войны, мы увидим, что он последовательно и упорно бил по моральному духу афинян и в итоге его обнулил. К сожалению, из сорока пьес (еще четыре уже в античности вызывали сомнение в авторстве) до нашего времени в достаточно полном виде дошли лишь одиннадцать, и только их историкам и литературоведам удалось атрибутировать по хронологии и обстоятельствам постановки. Мы рассмотрим события Пелопонесской войны и структуру всех сохранившихся комедий Аристофана синхронно, чего ранее никто не делал.

«Ахаряне» были поставлены под именем Каллистрата в 425 г. до н.э., комедия заняла первое место. Заканчивался шестой год Пелопоннесской войны, в 431, 430, 428, 427 гг. спартанцы вторгались в пределы Аттики и разоряли сельские угодья, в ответ афинский флот методично опустошал побережье Пелопоннеса. Ахарны были самым большим аттическим демом и поставляли в войско около 3 тысяч гоплитов. Фукидид пишет (II, 19-21) что ахаряне были недовольны перикловой стратегией измора и особенно рвались в бой со спартанцами. Тем более что зимой 426/425 г. союзники афинян акарнаны под предводительством афинянина Демосфена нанесли серьезное поражение спартанскому полководцу Еврилоху, командовавшему ампракиотами (полис в Эпире, на западе Средней Греции). Этот факт вызвал рост агитации за переход к наступательной стратегии, и именно в такой момент Аристофан осмеивает воинственность самого решительного из аттических демов.

«Всадники» впервые были поставлены Аристофаном под собственным именем в 424 г. до н.э. и тоже завоевали первое место. Как раз перед постановкой завершилось важнейшее событие войны – разгром спартанцев на острове Сфактерия, когда попали в плен 120 спартиатов и 172 наемника, и свыше ста были убиты. Захват в плен спартиатов стал сенсацией, так как ранее не удавалось принудить к сдаче целый спартанский отряд. Потери афинян были незначительны. Штурм острова готовили Демосфен и Никий, однако Клеон ловким демагогическим приемом перехватил командование, когда уже вся подготовка была проведена. Поражение спартанцев принесло все лавры Клеону, и на 424/423 г. он был избран стратегом. Соответственно, в основном его Аристофан и высмеивает.

«Облака» были поставлены на Великих Дионисиях в 423 г. и заняли третье место. Весной 423 г. было заключено перемирие сроком на год, с перспективой дальнейшего продления или даже заключения мира. Антивоенная пропаганда стала неактуальной, и Аристофан обрушился на Сократа и, в его лице, на всех философов. Обвинение Анита «Сократ изобретает новых богов» прямо взято из комедии. Духовное преимущество Афин над Спартой в области философии и знания как такового вообще было несомненным. Это могло привлечь новых союзников и облегчало сохранение прежних друзей, и Аристофан стремится представить этот важный ресурс как вредное словоблудие.

«Осы» были поставлены в 422 г. от имени Филонида и завоевали первое место. Причем второе место тоже заняла аристофанова комедия «Пробное состязание», тоже под именем Филонида. От нее остались лишь семь фрагментов, поэтому она не входит в предмет нашего исследования. Перемирие продолжается, и Аристофан издевается над основой демократии – гелиэей, афинским судом присяжных. Демократия была тем знаменем, под которым Афины вели войну. А для судьбы демократической системы самый опасный вопрос: «А судьи кто?» Если судьи полные ничтожества и побудительным мотивом их решений являются не справедливость, а жадность, чванство, сребролюбие – такая демократия обречена. Соответственно, такое государство не заслуживает ни помощи, ни сочувствия со стороны других государств, да и собственных граждан тоже.

«Мир» был поставлен на Великих Дионисиях в 421 г. и получил второе место. В сентябре 422 г. при Амфиполе во Фракии состоялась решающая битва первого периода Пелопоннесской войны, в ней погибли и афинский стратег Клеон, и спартанский Брасид, поражение признано было за афинянами. Никиев мир был заключен на 50 лет буквально через несколько дней после окончания Великих Дионисий. Предполагалась, что война закончилась, и Аристофан высмеивает причины войны, ее ход, ну а заодно и богов. Кстати, богиня мира, Тишина, не входит в олимпийский пантеон и изобретена Аристофаном.

«Птицы» были поставлены на Великих Дионисиях 414 г. от имени Каллистрата и заняли второе место. Несмотря на мир, в августе 418 произошла тяжелая битва при Мантинее с печальным для противников Пелопоннесского союза исходом, в 416-415 гг афиняне осаждали восставший остров Мелос. Весной 415 г. началась экспедиция на Сицилию, в итоге и подкосившая могущество Афин, но к моменту постановки комедии судьба экспедиции была совершенно не ясна. На волне милитаристского энтузиазма Аристофан предпочел постановку, в которой изобретает новых богов, продолжая высмеивать старых. К тому же была неоднократно нарушена «псефизма Сиракосия» - постановление Народного собрания, запрещающее высмеивать живых людей. Нападки на традиционную религию как систему духовного единения народа, особенно во время войны, и демонстративное нарушение высшего закона прямого действия, подрывали легитимность всего государства афинян.

«Лисистрата» была поставлена в 411 г. от имени Каллистрата, занятое место неизвестно. Сицилийская экспедиция кончилась полным разгромом Афин, спартанцы заняли Декелею (22 км. от Афин, меньше дневного перехода) и крестьянам пришлось оставить все поля и переселится в Афины. Кстати говоря, термин «крестьяне» адекватен их экономическому положению, но в рамках социальной стратификации того времени также верным будет утверждение, что в Афины собрались все «идиотаи» Аттики. Внутреннее положение характеризовалось усилением олигархов, включая физический террор против лидеров демократии. Кое в чем мировоззрение древних греков отличалось от современного. Они полагали, что женщины по природе глупы и истеричны, и, естественно, в общественную жизнь вмешиваться не должны. Поэтому когда они видели женщин, говорящих умно и действующих смело, это вызывало безудержный смех. Забавно, что в наше время именно эту комедию Аристофана играют чаще всех остальных.

«Женщины на празднике Фесмофорий» была поставлена на Великих Дионисиях 411 г. незадолго до установления диктатуры Четырехсот. Формально наиболее аполитичная из комедий, высмеивает женские пороки и коллег Аристофана по цеху. Ярко продемонстрировав несколько месяцев назад, что спасение Афин может исходить только от женщин, теперь Аристофан демонстрирует, что и эта надежда иллюзорна.

«Лягушки» были поставлены под именем Филонида в 405 г., комедия не только заняла первое место, но и по требованию публики была повторена. К этому времени была свергнута как олигархия Четырехсот, так и правление «пяти тысяч» и восстановлена демократия. Алкивиад снова перешел на сторону Афин и под его руководством были взяты под контроль проливы из Черного моря в Эгейское, что обеспечило бесперебойные поставки скифского хлеба. Однако ни Алкивиад, ни кто-нибудь из его приближенных не были избраны стратегами на 406 г., и, возможно, лучший полководец для афинян, стал изгнанником. Осенью 406 г. недалеко от Лесбоса афиняне разгромили спартанский флот, но из-за бури не смогли подобрать тела своих погибших, и все стратеги были осуждены, с нарушением законодательства, на смерть. «Лягушки» дают пример высшего успеха сатирика, не повторенный никем. Оскорбить вообще всех граждан государства, посмеяться над политической системой и классической литературой страны – и получить за это высшие почести и гонорар, кроме Аристофана, других примеров подобного нет. Все-таки древние греки обладали чувством самоиронии.

«Женщины в народном собрании» удалось датировать только исходя из самого текста. Большая часть исследователей склоняется к дате осени 392 г. Пелопоннесская война проиграна, суд над Сократом навсегда обесчестил Афины, да и на Аристофана бросил тень. Значительная часть населения люмпенизировалась. Рождались разные утопические проекты «как нам обустроить Афины», в ряду которых и «Государство» Платона. Вот над ними Аристофан вволю и поиздевался, обессмысливая любой жизнеутверждающий проект.

«Богатство» поставлено в 388 г. до н. э., результаты состязания с другими четырьмя комедиями неизвестны. Формально признавая поражение и мир со Спартой, Афины продолжали ввязываться в мелкие, но постоянные военные действия на суше и на море, создавая «конфликты низкой интенсивности» по всему Средиземноморью, направленные против Спарты и Персии. Разрыв доходов между честными тружениками и олигархами, сикофантами, а также просто жуликами, еще более увеличился, государственная казна практически опустела. В комедии побеждает очередной новый бог – бог богатства Плутос, у которого олимпийские боги выпрашивают подачки. Это окончательный подрыв легитимности всего базового мировоззрения греков, опять же сопровождающийся презрением к закону, за нарушение которого другим людям, но только не Аристофану, грозила смерть, или, в лучшем случае, изгнание.

Ретроспективно оценивая изменение мировоззрения греков в ходе Пелопонесской войны, Фукидид пишет: «нравственная порча во всевозможных видах воцарилась среди эллинов, и то простодушие, которое более всего присуще благородству, было осмеяно и исчезло; наоборот, широко возобладало неприязненное, полное недоверия отношение друг к другу». И среди осмеятелей наиболее талантливым и интенсивно творящим был Аристофан. Не будет большим преувеличением утверждение, что Аристофан первый из известных нам исторических деятелей провел и выиграл информационную войну. В ходе войны Афинского морского союза и Пелопонесского союза было два фронта боевых действий – морской, где доминировали афиняне, и сухопутный, на котором преимущество было у спартанцев. Аристофан сражался на третьем, информационном фронте. Интересно отметить, что никаких явных контактов со Спартой у Аристофана не прослеживается. Таким образом, Аристофан, насколько мы можем судить, вел свою войну самостоятельно почти 40 лет, – в одиночку!

Конечно, остается открытым вопрос, был ли он сторонником, рупором или лидером пораженческой, пацифистской партии? Была ли эта партия проспартанской или это были патриотические пораженцы, действовавшие из каких-то своих, не дошедших до нас побуждений? На основании доступных нам источников эта проблема решена быть не может, требуются дальнейшие исследования.


тэги
читайте также