Что же сейчас происходит с образованием и почему необходимо менять его вектор?.
Президентские тезисы, обозначенные в послании Федеральному собранию, дали старт новым инициативам, которые вскоре будут переложены в законы. Часть из них предсказывали заранее, учитывая общую экономическую ситуацию в России. Десятки аналитиков обсуждают налоги, бизнес, внешнюю политику, но одна важная тема почти не была затронута.
В финальной части послания глава государства поднял вопрос о реформах в сфере образования. Он привел в пример международные соревнования в космической отрасли, в которых с большим отрывом от студентов и команды профессионалов, победили школьники. Президент указал, что такой потенциал нельзя терять, важно поощрять молодежь, усиливать ответственность учителей и менять стандарты подготовки технических специальностей.
Что же сейчас происходит с образованием и почему необходимо менять его вектор?
Образовательная система застыла в предкризисном состоянии и лечится паллиативами.
У школьников уровень знаний понизился — ввели новые сочинения. Преподаватели стали дефицитом — ввели новые премии, снизили кредиты на жилье. Не хватает объективности в экзаменах — ввели ЕГЭ, правила которого все время ужесточаются. Повышается минимальный балл, отсеивающий от вузов тех, кто не тянет объем работы. Технари наравне с гуманитариями пишут сочинения, чтобы за формулами не забыть русского языка. Все это стабилизационные меры, которые держат качество образования.
За несколько лет назрела проблема подготовки специалистов технических специальностей. Многие вузы учат по-старому: в отрыве от практических разработок и передовых исследований, не вывозя студентов на международные соревнования. Трудовой рынок перенасыщен гуманитариями, а развитие высоких технологий зависит только от технарей. Эти специальности давно дефицит, но популярность они стали приобретать последние пару лет и не только в нашей стране.
Завтрашние успешные выпускники с большой долей вероятности могут уехать из России.
В этом случае утечка мозгов пойдет не только на Запад, но и на Восток, где прикладные вопросы решаются своими силами, а идей не хватает. Владимир Путин косвенно на это намекнул, когда сказал, что самые успешные и талантливые студенты должны получать президентские гранты в размере 20 000 ежемесячно.
Поощрительные гранты, например, олигарха Потанина, были и раньше, но студент не обязан был работать на благо России и подтверждать право грант. Президентский грант решает главную проблему студента: не нужно больше выбирать между учебой и работой. Подобная практика не только стимулирует студента. Она дает некоторую фору лучшим российским предприятиям, чтобы те, взяв молодого специалиста после вуза, смогли его заинтересовать.
Последняя крупная «утечка мозгов» за границу прошла в 90-е. Сегодня Россия боится того же не потому, что не сможет обеспечить достойную жизнь лучшим специалистам, а потому что через несколько лет в мире ожидается технический бум, и тогда каждая развивающаяся страна будет усиливать свои позиции, переманивая лучших специалистов, в том числе из-за рубежа.
По качеству образования среди стран БРИКС российские вузы занимают лидирующие места, поэтому такие опасения не беспочвенны.
Подобные шаги поддержки молодежи — лучшая таблетка от паники, которая муссируется в СМИ. Президент ясно дал понять, что от социальных шагов по поддержке талантливых россиян государство не отказывается, а напротив, работает на опережение.