Борьба с олигархами, поддержка бизнеса и восстановление жилья. Такие приоритеты экономического развития Донецкой Народной Республики указал в своём заявлении глава ДНР Александр Захарченко.
Оно опубликовано на официальном сайте руководителя республики через два года после того, как на Донбассе раздались первые выстрелы гражданской войны. «Мы уже восстанавливаем дома, но это программа очень обширная — слишком много разрушили украинские каратели», — написал Захарченко в преддверии второй годовщины со дня объявления и.о. президента Украины «широкомасштабной антитеррористической операции с привлечением вооружённых сил Украины в связи с событиями на востоке страны».
Стоит напомнить, что к тому времени Донецкая Народная Республика была уже почти неделю как провозглашена, и «операция с привлечением вооружённых сил» ещё не вызывалась никакой военной необходимостью. Люди на местах захватывали административные здания — в знак протеста против захватившей такие же здания в Киеве никем не выбранной хунты. Ещё можно было решить дело переговорами, взаимными уступками, переходом к федерализации. Но киевское руководство, умещавшееся сплошь в секторе от национализма до оголтелого нацизма, избрало путь войны. Гражданской войны.
Кстати, в полном соответствии с катехизисом украинского национализма, который отличал себя от патриотизма тем, что не хотел, как патриот, добра своей родине, а стремился нанести как можно больше зла родине чужой. Вплоть до того, чтобы заразившись гриппом, «ехать в Москву и чихать там в метро прямо на толпу», — как это сформулировал один из идеологов украинского нацизма.
Два года назад на роль «чужой родины» в Киеве избрали Донбасс. И пошли карать и убивать «ватников» даже не за сепаратизм, как пытаются обосновать сегодня, а именно за то, что те — чужие. А главный некогда в Российской империи, а потому интернациональный промышленный центр, для рождённого на затхлых хуторах украинского национализма и не мог быть для него своим. И никогда не был. И причина быстрого скатывания политического конфликта в гражданскую войну именно в этом.
Точка сбора — просто жизнь
Но именно потому сегодня так сильно разрушенный войной Донбасс снова становится точкой сборки новой Русской цивилизации.
Об этом рассуждает писатель Платон Беседин в своём эссе, опубликованном порталом «Луганск-1». Именно в Донбассе, по его мнению, сегодня находится точка примирения Русской цивилизации, стрежневыми базисами которой являются Россия и Украина, чьё существование возможно лишь при их сотрудничестве друг с другом.
«Главным мне видится перемирие в Донбассе, — говорит он. — Или, я бы сказал расширяя, — установление нормальной жизни в Народных Республиках».
О них говорят часто, но, к сожалению, по большей части в политически спекулятивном ключе: кто кого обстрелял, кто кого предал и кто кого ликвидировал, указывает писатель. «Однако первостепенно — жизнь людей там, на военной территории. Жизнь сложнейшая, тягостная, но вместе с тем являющаяся уникальным духовным примером. На земле, где бьются за правду герои».
Но битва на сегодняшнем Донбассе — это прежде всего битва за себя на Донбассе, считает автор. «Как только стрельба утихала, люди устремились к себе домой, на родину. Их не отпугнула ни разруха, ни криминал, ни внутренний раздрай, ни внешняя атака — нет, они хотели быть на своей земле, со своими близкими. Люди Донбасса неизменно возвращались домой, чтобы вставлять стекла в разбитые окна, тащить провода и коммуникации, запускать фабрики и заводы, остановленные войной. Вот что делали эти большие люди вопреки суете и мелочности жизни».
Восстановить жизнь должна народная экономика
Похоже, сегодня это стремление — вопреки всему восстановить жизнь, какой ей положено быть, — начинает воплощаться в государственной политике. О чём прежде всего и говорит недлинное послание Захарченко согражданам.
Да, вначале он напоминает вроде бы о мелочи: «Мы уже завершили программу восстановления 111 частных жилых домов». Потом эта «мелочь» возрастает на порядки: «Подходит к концу программа восстановления 2000 многоквартирных домов».
А потом эти программы — программы не вообще, а очень конкретные и очень конкретно для людей — должны стать центром сбора нового народного хозяйства. По словам Захарченко, отличительной особенностью в концепции экономики республики в сравнении с Украиной является выстраивание именно «народной экономики»: «Мы строим народную экономику не на словах, а на деле».
Что это значит? — спрашивает глава республики. И отвечает: «Очень просто — на первом месте у нас интересы наших жителей. Для этого мы боремся с коррупцией на системном уровне. Для этого создаем — опять же на системном уровне — барьеры для олигархизации экономики. И мы готовы поддерживать даже те предприятия, которые работают без ощутимой прибыли: главное, чтобы были рабочие места и продукция была востребована».
Примеры Захарченко также назвал: запуск асфальтобетонного завода в Донецке для весенних работ по ремонту дорожного покрытия, восстановление собственного инкубатора в Амвросиевском районе, контроль над ценами и тарифами, запуск новых шахтных выработок, развитие банковского сектора и работу оператора связи «Феникс». Но примеры, как известно, всегда лукавы, даже когда добры. Ибо немало найдётся народу, который вспомнит примеры противоположные: «бардак и поборы на пунктах пропуска» и в Россию, и на Украину, «продналог» и «вещразверстку», «лавочки» с обналичиванием электронных платёжных карточек, истории прямых коррупционных дел на уровнях министерств и администраций.
Справедливость и совесть как духовные локомотивы
Можно верить Захарченко, когда он клянётся: «Вот наше сокровище — это наш героический народ. И сердце наше — с ним. Его интересы, его благополучие — главное, ради чего мы работаем». Можно ему не верить — немало и таких людей сегодня в ДНР и на Донбассе вообще, которые перестали верить «начальству». Клятвы и обман, радостное и печальное сегодня перемешаны на этой земле, указывает Платон Беседин. «Гуманитарные конвои шли в Донбасс, груженые доказательствами жизни. И это радостно, — говорит он. — Печально другое — то, что гуманитарная помощь направлялась главным образом из России, и по сути лишь она, сколько бы ни трещали, ни гомонили: „бросила, слила“ — не забывала о тех, кто отстоял своё право быть русским, кто не согнулся под огнедышащим градом. Печально и то, что гуманитарные грузы уже на территории Народных Республик разворовывались, расхищались»…
Как хорошо написал один заслуженный, хотя для некоторых спорный деятель начала Русской весны на Донбассе, «воистину война идет не только и не столько с украинцами, сколько с людьми, утратившими Бога в душе». И сколь бы ни диспутировалась роль этого политика, фраза, им сказанная, верна даже больше, чем он в неё закладывал, судя по контексту его выступления. Жителям Донбасса, воинам Донбасса, русским действительно не за что воевать с украинцами. Слава Богу, мы веками были с ними одним народом, и четверть века разделения на разные государства ничего в этом уже никогда не изменят. Русский мир, как мир, сложившийся не вокруг этноса, а именно вокруг Бога в душе, воюет не с украинцами. А с теми, кто исповедует дьявольщину нацизма.
«Собственно, именно справедливость и совесть должны стать духовными локомотивами Донбасса, — верит Платон Беседин. — Иначе всё это было зря. Участвовать в беде значило сопереживать, сострадать тем, кто не понизил голос, не склонил голову, столкнувшись с диктатом однозначности. Донбасс заставил уважать себя. Во многом потому на охваченных братоубийственной войной землях наступил мир. Хрупкий, но мир. От этого надо оттолкнуться, ища точки соприкосновения, зоны консолидации в новом году».
«Побывав в Донбассе, по обе стороны баррикад, побывав не единожды, я увидел, что именно там, несмотря на все испытания, рождаются и крепнут подлинные герои, — свидетельствует писатель. — И война, гадкая, мерзкая, тем не менее, имеет и обратную сторону: когда ложные смыслы отшелушиваются, и остается подлинное.
Донбасс продемонстрировал это, родив не только новых лидеров, но и свою уникальную идентичность, выкованную в доменных печах войны. Идентичность, которую нам — и в России, и в Украине — ещё предстоит понять. Ведь это во многом удивительно, что в век гаджетов, порнографии, свободы всего и вся на первое место у тысяч людей вышла их сакральная связь с Родиной, связь, за которую им, к несчастью, пришлось заплатить слишком многим».
И Донбасс выстоял. Донбасс родил новые смыслы, новых людей, новую идентичность, констатирует Беседин. Идентичность, состоящую из сплава патриотизма, стойкости, чести, справедливости и терпения. Итог этот есть базис и суть нового мира, который нам предстоит строить. Не только в Донбассе, но и во всей России.