Сторонники вакцинации от Ковид и их противники считают друг друга баранами, добровольно идущими на заклание. Возможно, правы все. Но те, кто покупает поддельные сертификаты о прививке, платят мяснику.
В прошлом месяце греческие СМИ сообщили, что была раскрыта афера, в которой якобы участвовали тысячи противников вакцинации и сотни врачей. Те, кто не хотел делать прививку против Ковида-19, но, видимо, хотел избежать ограничений для невакцинированных, платили врачам около 400 евро за то, чтобы они сделали им прививку "водой".
Однако врачи, вовлеченные в эту схему, якобы перехитрили всех, подменив "поддельный" раствор на настоящий, и таким образом действительно вводили вакцину, не подозревающим об этом антиваксерам. Врачи – коррумпированные ли, ответственные ли - все равно останутся со взяткой на руках. А теперь последний анекдотичный поворот: якобы привитые антиваксеры, естественно, получат - и опишут другим - побочные эффекты вакцины, не будучи, однако, в состоянии объяснить, как и почему они возникают.
Хотя я осуждаю врачей, участвующих в этой афере, я не могу судить их слишком строго. В конце концов, выдавая антиваксерам документы, подтверждающие вакцинацию, они не обманывали: они действительно были привиты. В итоге обманутыми оказались лишь те, кто хотел обмануть и воспользоваться преимуществами вакцинации без прививок. То есть таких людей обманули с помощью самой истины: они не знали, что на самом деле являются теми, за кого себя выдают, - вакцинированными.
Значит, проблема только в том, что врачи не только лгали своим пациентам, но и прикарманивали взятки? Даже здесь можно сказать, что, если бы врачи не брали взятки, их пациенты заподозрили бы, что их действительно не вакцинируют. Настоящая моральная проблема заключается в том, что пациентов вакцинировали против их явной воли - что в данной ситуации я считаю довольно незначительным проступком, поскольку намерения пациентов заключались в том, чтобы обмануть и получить пропуск благодаря прививке от Ковида, поэтому они представляли угрозу не только для себя, но и для других.
Многие из тех, кто выступает против прививок, утверждают, что мандат на вакцинацию - это не только посягательство на нашу личную свободу выбора, но и насильственное вторжение в мое тело, сравнимое с изнасилованием: когда мне делают прививку, меня насилует общество, а не только медицинский орган... Как будто наше тело хоть когда-то на самом деле было только нашим.
Недавно в Словении был случай, когда очень пожилая женщина медленно умирала в больнице, не имея возможности питаться, и ее состояние поддерживалось шестью или семью капельницами одновременно. Когда ее спросили, хочет ли она сделать прививку, она яростно отказалась, заявив, что не знает, что содержится в вакцине, и не хочет, чтобы в ее организм вводили какие-либо чужеродные вещества.
Но разве не в подобной ситуации мы все уже находимся: привиты мы или нет, мы нам уже контролируют и нами уже манипулируют, о чем мы даже не подозреваем.
Что действительно интересно в анекдоте о Греции - независимо от того, правда это или нет - так это то, что он функционирует в качестве примера в смысле Пьера Байяра, представляя в чистом виде редко встречающийся в социальной реальности способ контроля и манипулирования нами. Хотя нам кажется, что мы обманываем государственную власть, наш обман уже включен в цикл самовоспроизводства государственной власти. Поэтому мы ведем себя в некотором смысле даже хуже, чем агнец на заклание: мы ведем себя как агнец, который охотно платит за свое собственное заклание.
Как сказал Лакан, les non-dupes errent: те, кого не обманули, обманываются больше всех, как, например, представители американского белого низшего класса, которых не одурачил либеральный истеблишмент, но в итоге именно они проголосовали за Дональда Трампа.
Следует также отметить, как логика "агнцев на заклание" применима к обеим сторонам текущего конфликта вокруг вакцин. Для ковиддиссидентов агнцами были люди, которые стояли в очереди на вакцинацию или, когда вакцины было трудно достать, даже подкупали врачей, чтобы сделать прививку. Для других же агнцами были те, кто отрицал Ковид и представлял угрозу собственной жизни и жизни других людей, отказываясь соблюдать пандемические ограничения.
Часто можно слышать, что протесты против вакцинации - это не просто проявление антинаучной иррациональности: они включают и другое недовольство, в том числе ощущение исчезающего контроля над собственной жизнью, властью медицинских властей и корпораций и т.д., поэтому мы должны вступить с ними в диалог, а не просто отвергать их с презрением.
Проблема, которую я здесь вижу, точно такая же, как и с антисемитизмом, который выражает протест против финансовой эксплуатации и тому подобного. Аналогично, в случае насилия над женщинами, мужчины, которые издеваются над женщинами, часто делают это для того, чтобы выплеснуть свое разочарование от того, что их унижают в социальной жизни. Что во всех этих случаях подрывает такой "доброжелательный" и "понимающий" взгляд, так это избыток удовольствия, порождаемый данным поведением: жестокое обращение с женщинами, очевидно, приносит извращенное удовольствие. То же самое относится и к антисемитским погромам, а теории заговора против вакцинации также порождают собственное извращенное удовольствие. Поэтому мы должны дополнить формулу психоаналитической этики Лакана - что "единственное, в чем можно быть виновным, это в том, что дал почву своему желанию" - следующим образом: вы всегда виновны/ответственны за свое наслаждение, даже если это наслаждение навязано вам извне.
В этом кроется материальная сила идеологии: она не только приучает нас терпеть власть или даже активно участвовать в собственном подчинении, но и обманывает нас самим фактом уверенности в том, что нас не обманут. Она рассчитывает не на наше доверие к общественному порядку и его ценностям, а на наше недоверие - ее основной посыл таков: "Не доверяйте власть имущим, вами манипулируют, и вот способ избежать обмана!" Но иногда наивность - наше лучшее оружие против обмана.