Слова президента США Дональда Трампа относительно "одностороннего" характера договора СНВ-3, который якобы ущемляет американские интересы, звучат музыкой.
Закрыть глаза – и вернуться в великолепные 1970-е годы, когда Советский Союз добился, наконец, полного ядерного паритета с США! Да, цена дляэкономика была огромной, но зато Вашингтон враз сбавил тон в общении с Москвой, заговорил о "разрядке" и начал реальные переговоры об ограничении стратегических вооружений. Это была важная геостратегическая победа России, и когда-нибудь потомки именно так её оценят. С другой стороны, время идёт. И по ходу демонстрирует, что паритет по боеголовкам – важное, но не главное условие для сохранения государства.
Фальшивые аргументы США
В этом смысле сегодня слова Трампа вызывают не столько ностальгию, сколько недоумение. Именно так это сформулировал председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий: "Высказывания президента США Дональда Трампа в интервью агентству "Рейтер" с одной стороны, не могут не тревожить, с другой - вызывают недоумение".
Дело в том, отметил политик, что "преимущество на деле у США, хотя в целом оно не критично, и можно констатировать равенство сил". Действительно, по данным американского же Госдепа на 1 января 2016 года на вооружении США находилось 762 развёрнутых носителя ядерных боезарядов, у России — 526. Число боеголовок на развёрнутых носителях у США — 1538, у России — 1648.В самом же договореСНВ-3 предусматривается сокращение развёрнутых стратегических носителей с каждой стороны до 700 единиц и до 1550 ядерных боезарядов на них.
Следовательно, "если Вашингтон начнёт проводить линию на "восстановление паритета", а на деле - на обеспечение американского превосходства в ядерной сфере, неизбежно новое обострение гонки вооружений, - подчеркнул Слуцкий на своей страничке в соцсети. - Кому и зачем это нужно - снова возвращать мир к "холодной войне" и перспективе глобальной цивилизационной катастрофы?".
Эту оценку подтверждает один из виднейших военных экспертов России Виктор Литовкин. "Восстанавливать ядерный паритет смысла нет, - заявил он. - Он и так существует, и договор СНВ-3 его подтверждает. У нас примерно одинаковое количество ядерных стратегических ракет и ядерных боеголовок на них".
"Другое дело, что у американцев достаточно старое ядерное оружие, - отметил военный аналитик. - Оно не обновлялось последние 20 – 30 лет". "И не Трамп, а ещё Обама подписал указ, по которому на обновление стратегического ядерного вооружения в Соединённых Штатах выделяется более 1 триллиона долларов на ближайшие 30 лет. Так что Трамп тут немножко тянет на себя одеяло, которое развернул Барак Обама", - усмехается Виктор Литовкин.
Что такое GBSD
На самом деле США уже больше десяти лет ведут разговоры о разработке МБР наземного стратегического сдерживания (Ground Based Strategic Deterrent - GBSD), которые должны заменить ракеты наземного базирования LGM-30G "Минитмен-3". Это про них говорил Виктор Литовкин, как, впрочем, и другие военные аналитики, что они устарели и морально, и физически.
Если слова Трампа нацелены на то, чтобы воплотиться в дела, это, скорее всего, значит, что американские военные и ВПК получат возможность заработать на программе, которая будет стоить 85 миллиардов долларов. Кроме того, по мнению Леонида Слуцкого, эти планы явно нацелены на реализацию известной концепции Пентагона, которая предусматривает нанесение поражения противнику с использованием одновременно ядерных и неядерных средств. Главное в ней - обезоруживающий первый удар.
Что же собою представляет GBSD, или, как её иногда называют, "Минитмен-4"?
Их численность глава Командования глобального удара (Global Strike Command) США генерал Ковальски заявлял в своё время на уровне 420 новых ракет. Правда, работы по их созданию планировалось завершить до 2013 года, но пока о принятии их на вооружение ничего слышно не было. Правда, звучала дата, что ракеты планируется поставить на вооружение в период 2027-2034 годов, так что время впереди ещё есть.
По комплектации заявлялось, что в ракете будут новые двигатели, новая система управления и наведения, а разведение боевых блоков будет обеспечено в разных конфигурациях. моно- и мульти-конфигурациях боевых блоков. На земле будет создана новая система командования и контроля, восстановлена инфраструктура центров управления пуском и бункеров. Кроме того, звучали намёки на то, что эти ракеты могут иметь общие элементы с будущими баллистическими ракетами для подводных лодок ВМС США. Впрочем, зная об известной конкуренции между родами войск в США, эксперты не очень верят, что ВВС и ВМС столкуются по этому поводу.
Наконец, с точки зрения инфраструктурной высказывалось намерение ВВС США "создать на основе своей межконтинентальной баллистической ракеты следующего поколения подвижный грунтовый ракетный комплекс". В прессе звучали даже предположения, что рассматривалась возможность создания "ядерных поездов", спрятанных в сети подземных тоннелей. Впрочем, это предположение опровергалось представителями ВВС.
Всё это в целом, по официальным высказываниям должно было "увеличить эффективность, безопасность, ядерную надёжность и в то же время сократить затраты на эксплуатацию и модернизацию инфраструктуры".
В качестве "идеально подходящей для дизайна такой системы" структуры называлась корпорация Northrop Grumman.
Однако позднее было объявлено о приостановке разработки новой межконтинентальной ракеты из-за расхождений в оценке стоимости проекта. При этом, как сообщалось, эти оценки расходились на миллиарды долларов. Именно эти споры и погасил прошлый президент США Обама, подписав решение о выделении триллиона долларов на модернизацию ядерного арсенала.
"Сармат" будет готов раньше и лучше
Пока суд да дело, в лучшем случае поставят ракеты на вооружение в 2027 году. Но уже сегодня в Америке раздаются довольно-таки панические голоса, что это будет "мало и плохо" в сравнении с "растущей ракетной мощью России". В своё время Царьград приводил слова военного аналитика из журнала The National Interest Майкла Пека, который сравнил 39-тонный "Минитмен" с "реактивной зубочисткой" рядом с заканчивающей испытания 100-тонно российской МБР "Сармат"."Сармат" станет самым совершенным изделием в своём классе, её одной хватит, чтобы уничтожить, например, штат Техас, делал вывод аналитик.
При этом уничтожить "Сармат" сможет не только штат Техас, но и вообще все США вообще. До любимого анекдотами канала между Канадой и Мексикой дело, конечно, не дойдёт, но при своей способности лететь на дальность свыше 17 тысяч километров русская ракета может беспрепятственно, с тыла, со стороны того же штата Техас зайти на территорию США в обход существующих систем ПРО. Причём ракета, свидетельствуют военные эксперты, будет лететь к потенциальному противнику по суборбитальной траектории, почти в космосе, что даёт дополнительные возможности маневрировать "по вектору угрозы". Это значит, чтобы отразить атаку с непредсказуемых направлений, американцам необходимо развёртывать дорогостоящую систему круговой противоракетной обороны.
В общем, правильно председатель подкомитета по стратегическим действиям при Комитете вооруженных сил в Конгрессе США Майк Роджерс заявлял газете Washington Times: "Я очень обеспокоен тем, что Россия существенно опережает США в развитии возможностей для быстрого глобального удара".
Вот тут и надо вспомнить о датах: "Сармат" планируется начать поставлять в войска уже в 2020 году. То есть американцы обречены на отставание не только по качеству, но и по срокам.
Впрочем, Виктор Литовкин призывает не питать особых победных иллюзий. На деле у США очень мощные ядерные силы сосредоточены на подводных лодках и самолётах. "Они сильны своей ядерной триадой", - отметил он.
Что дальше?
Что же дальше? Новая гонка ядерных вооружений, как опасается Леонид Слуцкий?
Не так давно с рядом программных заявлений выступил перед студентами МГИМО министр обороны России Сергей Шойгу. "Отношения между государствами становятся всё более напряжёнными, - отметил он. - Военная сила становится главным инструментом решения международных проблем".
"Что американцы будут делать, пока неизвестно, - констатирует Виктор Литовкин. - Да, они имеют право – как и мы - в рамках договора менять свои ракеты, менять боеголовки. Главное - не выйти за цифровые лимиты, которые там названы".
Другой вопрос, что американцам ядерное оружие сегодня по большому счёту не нужно, полагает аналитик. "Оно им необходимо лишь чтобы доказать, что Америка продолжает оставаться сверхдержавой, - отмечает Литовкин. - А в принципе они считают, что ядерное оружие дорого в обслуживании, в модернизации, в хранении, - а в тех операциях, которые они проводят по всему мира, – другими словами, в агрессивных войнах, которые они ведут, - оно не применяется. Зачем применять ядреное оружие, например, против Ирака? Это стрельба из пушки по воробьям.
Поэтому они большое внимание уделяют разработкам высокоточного оружия, которое по силе будет как ядерное. Но только не будет создавать радиационной опасности. Чтобы побомбить, а потом прийти на место и делать, что хотят, а не превратить всё в мёртвую зону, в которую потом не войти".
Слова Трампа – это ещё не его действия, полагает эксперт. Говорить, что Америка пересмотрит договор СНВ-3, президент США может. Но ведь договор двусторонний. "Если ты выходишь из него – один вопрос, - отметил военный аналитик.– Но такой выход в одностороннем порядке сразу больно ударит по имиджу: всем сразу станет ясно, что представляют собою Соединённые Штаты. А если ты хочешь договориться о каких-то изменениях, то вступай на путь переговоров, согласований и так далее. Но это будет длительный вопрос, наскоком тут не делается ничего".
Ещё один момент в этой истории выделил Леонид Слуцкий. "Эти планы явно нацелены на реализацию известной концепции Пентагона, которая предусматривает нанесение поражения противнику с использованием одновременно ядерных и неядерных средств. Главное в ней - обезоруживающий первый удар, - подчеркнул он.- Вот на это, судя по всему, и нацелена демонстрация печали Дональда Трампа по поводу "неравноправного" СНВ-3. "Совершенствование" договора – уже сегодня можно предсказать – будет направлено на воспрещение России развивать свои МБР типа "Сармат", против которых у ПРО США нет шансов ни сегодня, ни в перспективе. Этакая "военная хитрость"…