19 апреля, пятница

Школа без хиджаба

02 января 2017 / 20:52
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Не будем заставлять чеченцев читать «Отче наш» в школах... Споры вокруг правил ношения мусульманских платков-хиджабов годами велись в Европе, закончившись уверенной победой сторонников светских правил. В России тема обсуждалась довольно вяло, но на днях эта полемика выплеснулась на страницы федеральных изданий..

Поводом стал конфликт в мордовском селе Белозерье, где учителям и ученикам запретили ходить в школу в хиджабах, "в целях профилактики экстремизма" в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года. Общественная палата (ОП) Мордовии также поддержала запрет на ношение хиджаба в школах региона. В письме сопредседателя ОП Валерия Юрченкова главе исполкома Всемирного конгресса татар Ринату Закирову говорится: "Чуждые национальным традициям татар религиозные практики, лишь в недавнее время закрепившиеся в Белозерье, вносят раскол и конфликт в немногочисленную и прежде дружную среду татар Мордовии. Проведенный в 2015 году социологический опрос татар Мордовии показал, что лишь 7% опрошенных татар положительно относятся к распространению в их среде арабских норм и традиций".

Местная администрация совершенно разумно исходила из формального запрета на религиозную атрибутику в учебных заведениях и заявлений властей о светском характере образования. К тому же светские власти ориентировались на ранее имевшие место судебные прецеденты. Ведь несколько лет назад Верховный суд РФ уже признавал законным запрет на ношение хиджабов в школах Мордовии. А до этого были власти Ставрополья, запретившие хиджабы в школах и также получившие поддержку Верховного суда.

Ситуацию в Мордовии прокомментировала министр образования Ольга Васильева, выразив свое личное отношение к проблеме в ответе на вопрос журналиста в ТАСС. "У нас светское образование ... Я не думаю, что истинно верующие люди стараются подчеркнуть свое отношение к вере при помощи атрибутики", — сказала Ольга Васильева. Свое личное мнение министр никому не навязывала, но некоторые политические деятели поняли ее таким образом, что в стране чуть ли не начинается «антиисламская кампания».

За хиджабы вступился глава Чечни Рамзан Кадыров, который написал в своем Instagram о том, что "платок не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки, носить которую предписано Всевышним Аллахом и Пророком (с.а.в.)", и сослался на свободу вероисповедания в России, гарантированную Конституцией.
"Мои три дочери учатся в школе, носят хиджабы, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Я должен их забрать из школы и вместе с ними искать место, где позволят девочкам быть мусульманками?" - возмутился Кадыров.

Заявление главы Чечни, казалось бы, должно было спровоцировать новый виток конфликта, грозящего опасным расколом между светскими властями, мусульманами и православным большинством. Однако, искушенные в национальной политике старшие товарищи чеченского лидера оказались умнее. В отличие от молодого и горячего Кадырова, авторитетные фигуры российских мусульман его позицию не поддержали.

Председатель Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ), верховный муфтий РФ Талгат Таджуддин призвал не будоражить тему с ношением платков женщинами и девушками."Зачем будоражить, - сказал он. - Это не какая-то религиозная принадлежность, это национальные традиции". А первый зампред главы Духовного управления мусульман РФ (ДУМ РФ) Дамир Мухетдинов, прямо выступил против ношения хиджабов в школах. "Хиджаб не предписан так строго, как традиционно принято считать в мусульманских сообществах", - сказал Мухетдинов. Более того, по словам мусульманского лидера, если российское государство, в ущерб светским образовательным установкам, "примет как должное хиджаб", то тем самым оно рискует "запустить очень опасный механизм". "Завтра у нас в повестке дня возникнет вопрос халяльного питания, чтобы школа на альтернативной основе обеспечивала им мусульман. Можно пойти еще дальше и спросить, нужно ли преподавать теорию Дарвина, разрешает ли шариат уроки рисования, пения и физкультуры. Кто-то потребует раздельного обучения мальчиков и девочек. Государству, учитывая многоконфессиональность и многонациональность страны, необходимо учитывать права меньшинств, в том числе и атеистов, которых в России много".

В некоторых исламских СМИ, разочарованных такой позицией, Мухетдинова стали называть "муфтием в погонах", противопоставляя ему Рамзана Кадырова - "защитника мусульман". Любопытно, что совсем недавно на страницах этих СМИ Кадырова обвиняли в "заказном терроре против мусульман", "нарушении прав человеке в Чечне" и прочих грехах. Не потому ли, что проводники радикального ислама в России отлично понимают, что именно с форматирования детской психики начинается пресловутый «фундаментализм», со всеми остановками, вплоть до сепаратизма и джихадизма. Ради такой перспективы можно и нелюбимого Кадырова поддержать.

Впрочем, с Рамзаном Кадыровым можно согласиться вот в чем: «не стоит пытаться лить воду на мельницу тех, кто заинтересован в расколе российского общества, провоцировании резонансных конфликтных ситуаций». Действительно, не стоит раскалывать российское общество и провоцировать скандалы, приходя в школу в одежде, не соответствующей светскому дресс-коду и вызывающей недовольство у большинства учеников.

Об этом, кстати, довольно прямо говорит Президент России Владимир Путин.

«О ценностях того, что мы живём именно в светском государстве. Почему? Потому что если мы позволим кудато сейчас двигаться в другую сторону, то – внимательно попрошу слушать: у нас почти 80 с лишним процентов людей, которые формально или неформально относят себя к православию, – это значит, что по факту жизни, если не будут все равны и не будут проявлять светскость нашего государства, представители всех других, даже традиционных, религий так или иначе в недалёком будущем будут чувствовать себя ущемлёнными. Лучше пускай все чувствуют себя равными. Это первое. И второе. Я бы всётаки подумал – но подумать об этом можно именно на региональном уровне, а может быть, даже на муниципальном – о том, чтобы вводить единую форму одежды. Необязательно как в Советском Союзе – одна на всю страну, но в регионах вполне можно вводить такую единую форму одежды для школы».

Вот эту позицию и надо собственно считать официальной.

Законодательно вопрос о хиджабах в России по-сути решен, никаких обзательных религиозных одежд в образовательных учреждениях не допускается. При этом каждый из регионов волен иметь свой дресс-код, чем пользуются мусульманские республики. Так, в той же Чечне в требованиях к девушкам-школьницам есть указание на ношение головного убора (платка) в постановлении правительства Чеченской республики от 11 июля 2013 г. Думаю, на этом стоит остановиться.

Вообще, в этой дискуссии мы должны понимать, что именно мы защищаем. Мы защищаем права детей, права большинства детей и душевный комфорт большинства детей. Есть позиция государства - никаких обязательных религиозных одежд в школах. Задача школы - обеспечить общее образование как можно широкому кругу детей, создавать искусственные барьеры к этому - глупо и опасно.

У нас многоконфессиональная страна. И вряд ли в Чечне будут рады требованию, к примеру, читать ежедневно «Отче наш» перед началом уроков, да? Ну вот то же самое и с хиджабами в Мордовии.

Еще раз — Россия — светское государство. Школа — светское учреждение.

Повторю слова Владимира Владимировича Путина: «У нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить. У нас многоконфессиональное государство, но есть определённое общее правило светского государства – у нас церковь отделена от государства. Вот это очень важная составляющая нашей жизни на сегодня и на завтра».

Это очень важно понимать.


тэги
читайте также