21 ноября, четверг

Сдержать Россию

30 января 2017 / 12:13
публицист, автор статей о политике, спорте и искусстве

Как быстро летит время. После чемпионата России по фигурному катанию в конце декабря казалось, что до следующего большого соревнования – целая вечность. И вот опять... Чемпионат Европы.

Соревнования происходили на двух уровнях. На одном боролись друг с другом спортсмены. На другом друг с другом и со спортсменами боролись судьи. Третью премию в этой борьбе заслуженно завоевала немецкий судья Сисси Крик. Олимпийским чемпионам Ксении Столбовой и Фёдору Климову в произвольной программе она поставила две оценки «8» за композицию и презентацию, а также две оценки «7.75» за связующие элементы и интерпретацию музыки. Оценки за те же компоненты для немецкой пары расположились в диапазоне 9.75 - 10. Это как если бы одним по старой судейской системе за артистизм поставили 6.0, а другим – 5.0. При том, что артистически пара Ксении и Фёдора, возможно, сильнейшая в мире. Столбова - Климов в хореографии – это как если бы крутые парни выясняли бы между собой, чей кунфу сильнее, а потом пришёл старый мастер из Шаолиня, сделал несколько лёгких движений – и сразу всем стало ясно, чей.

Для сравнения: довольно средней по мировым меркам, пусть и прыгнувшей в чешской Остраве, проводившей чемпионат, выше головы французской паре Крик выставила 9.25-9.50. По-моему, это как раз то, что на современном русском языке называется двумя словами, второе из которых – «стыд», а первое – нецензурное. Самое смешное, что оценки эти ни на что не повлияли: хоть ноль поставь – крайние баллы всё равно отбрасываются, система защищена от эксцессов, если конечно эти эксцессы в судейской бригаде не носят массовый характер. Однако, эмоции и ненависть оказались сильнее. Перевесить их может только страх за своё место, но Крик судит уже очень давно и уверена, что ей ничего не грозит.

Европейским судьям, обслуживающим чемпионат, пьедесталы, занятые спортсменами из России, совсем не улыбались. В парном разряде, раз уж мы начали с него, остановить «российское нашествие» должны были Алёна Савченко и её новый молодой французский партнёр. Во время исполнения короткой программы Алёна выглядела как фигуристка, принимающая участие в чемпионате мира среди давно вышедших на пенсию профессионалов. Вишенкой на торте было падение на ровном месте. Стало ясно, что в произвольной программе Алёне выпишут терапевтическое исключение на приём от судей пары десятков лишних баллов. Так и произошло.

Однако, не помогло даже это. Молодая российская пара Евгения Тарасова – Владимир Морозов оторвалась от пары состоящей из украинки и француза немцев в первый день соревнований и удержала свой отрыв в день второй. Тренирует победителей бывший партнёр Савченко – Робин Шолковы. Можно сказать, что на этом чемпионате он свою партнёршу обошёл.

Большего в деле российского сдерживания удалось добиться технической судейской бригаде в соревнованиях танцоров. Если раньше для судейских игр требовались заговоры с привлечением большинства арбитров, теперь для достижения нужного результата достаточно спеться техническому контролёру с техническим специалистом. Именно они отвечают за определение уровней сложности исполненных фигуристами элементов, а значит, и за их базовую оценку. Итальянский контролёр Чезаро со спецом Пономаренко, поделившие два первых места в нашем хит-параде, сыграли в четыре руки пьесу «Опусти русских, подними итальянцев, а также учеников друга Пономаренко Шпильбанда».

Бывший советский танцор Пономаренко уже 25 лет как живёт в США, тренирует в США, и даже сын его выступает за США. Свою большую «любовь» к России Пономаренко, похоже, смог пронести сквозь десятилетия. У Микелы Чезаро также был свой интерес. В итоге после короткой программы впереди всех оказалась итальянская пара, занявшая по итогам Гран-при в этом сезоне 9 место и даже не попавшая в «Финал шести». По результатам короткого танца французами, чья пара нашла себя на третьем месте, на действия технической бригады был подан протест (редчайший случай!), который удовлетворили (ещё более редкий!). Так на первом месте заслуженно оказались россияне Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьёв, но пробыли там недолго: техбригаду от судейства не отстранили, и своё дело она доделала в произвольном танце: итальянцы, несмотря на все свои заметные невооружённым глазом ошибки, всё равно обошли россиян по сумме на 8 сотых балла, ну а первыми стали французы.

Комментировашая происходящее Татьяна Анатольевна Тарасова сказала, что знает, где собака зарыта. Я бы даже сказал, не где – собака, а кто – собака. Другие очевидцы предлагали поступить, как до того французы, и тоже подать протест. Вот только обладающей пониженной социальной ответственностью американец Пономаренко представлял на этом чемпионате федерацию фигурного катания... России. И российским чиновникам стоило бы подавать протест, стоя перед зеркалом.

В одиночном первенстве судейские страсти кипели не так сильно. Конкурентов в Европе у испанца Хавьера Фернандеса просто нет. Поэтому судьи оценивали его программы, практически не глядя: оценка должна была не оценить конкретное выступление, а продемонстрировать силу европейского чемпиона в преддверии грядущего мирового первенства. В первый раз, наверное, россиянин Максим Ковтун, занявший второе место, смог достойно исполнить обе свои программы. Хочется верить, что эффект не был разовым. Потому что иногда и палка стреляет. И даже Палыч, как ласково называют Максима его поклонника. Ковтун улучшил свой результат на 20 баллов, но остался в 30 баллах за Фернандесом.

У женщин европейские надежды были связаны с вернувшейся в большой спорт Каролиной Костнер. В Италии Каролине за то, что не донесла на своего тогдашнего друга-лёгкоатлета, принимавшего допинг, практически перекрыли кислород. Отсутствие совести Европа всегда с лихвой замещала избытком лицемерия. В итоге Костнер переехала тренироваться к Алексею Мишину. Каролина, всю жизнь свою, можно сказать, занимавшаяся без тренера, обрела «профессора». А тот, в свою очередь, не мог ей отказать. Иметь такую способную и благодарную ученицу – большая радость.

Работа дала свои плоды: пусть Каролина не делает на льду ничего сверхсложного, но свою программу она делает. Место на пьедестале позади россиянок Евгении Медведевой и Анны Погорилой она в Остраве заслужила. Ну а наша Евгения делает сейчас на льду, что хочет, и что хочет – делает. На тренировке перед произвольной программой она исполнила фантастический каскад из четырёх тройных прыжков, в самой программе её был запланирован каскад из трёх тройных (как до того на чемпионате России). Выезд со второго прыжка не дал осуществить задуманное, так она лишний тройной прыжок к последнему акселю «прикрутила».

Все эти игры радости и могущества никакого преимущества в баллах не несут. Наоборот, лишний прыжок не только обнулился, но и снизил цену акселя более чем на балл. Евгению всё это волновало мало. Баллом больше, баллом меньше – она всё равно установила и мировой рекорд в программе, и мировой рекорд по сумме двух программ. Знай наших!


тэги
читайте также