Фонд исследования проблем демократии направил и.о. главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Адаму Коберацкому официальное обращение.
Фонд исследования проблем демократии под руководством члена Общественной палаты РФ Максима Григорьева 8 апреля направил и.о. главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине, директору Центра по предотвращению конфликтов ОБСЕ Адаму Коберацкому официальное обращение с просьбой отреагировать на собранные Фондом свидетельства начавшихся на Украине политический репрессий, организованных при попустительстве новой власти.
После государственного переворота на Украине складывается крайне сложная ситуация с правами человека, и положение дел с каждым днем только ухудшается. Фонд исследования проблем демократии собрал массу свидетельств в пользу того, как в этой стране уже в ближайшее время локальные вспышки насилия могут перерасти в полномасштабные политические репрессии и террор против сторонников и бывших защитников ныне свергнутой власти.
Одно из наиболее красноречивых доказательств подготовки к такому сценарию — создание так называемого люстрационного комитета на базе «23-й сотни Самообороны Майдана», включающей в себя боевиков группировки, именующейся Украинская повстанческая армия (УПА).
На их сайте уже представлен список с подробными личными данными более чем 60 граждан Украины, которых, как считают «люстраторы», необходимо наказать за совершенные ими «преступления». К «преступной деятельности» они причисляют, например, такие деяния: «ставленник регионалов, активно выступал за повышение тарифов на проезд», или «распространяла дезинформацию об активистах Майдана», или «отклонил ходатайство народных депутатов о взятии на поруки 9 пострадавших», или «адвокат, который помог судьям и милиционерам пересадить кучу невинного народа».
При этом никаких оснований говорить о том, что это лишь локальное явление или «перегиб на местах» нет, потому что примеры массовых расправ уже имели место. 7 апреля члены организации «Правый сектор» блокировали здание Верховного суда в Киеве, где проходил всеукраинский съезд служителей Фемиды. Мероприятие было сорвано, многие из участников были избиты. И угрозы продолжают поступать другим неугодным представителям судейского корпуса, членам их семей.
Учитывая, что в одном из регионов страны уже был убит судья, чье имя ранее звучало в люстрационных списках Майдана, а первый секретарь Львовского горкомитета Коммунистической партии Украины Ростислав Василько был подвергнут пыткам, есть все основания ожидать только ужесточения расправ. А начало составления массовых, «народных» люстрационных списков может привести не просто к единичным случаям насилия, а быть воспринято как команда к началу повальных репрессий.
При этом от киевских властей потенциальным жертвам ждать защиты не приходится.
Люстрационный комитет и прочие радикальные украинские организации либо косвенно, либо практически напрямую работают с нынешним правительством. Но даже в случаях появления противоречий, власти не способны существенно повлиять на боевиков.
Достаточно вспомнить попытку 1 апреля разоружить штаб «Правого сектора» в гостинице «Днепр». Это произошло после того, как один из бойцов организации устроил стрельбу на Майдане. Несмотря на заявления главы МВД Арсена Авакова, оружие изъято ни у кого так и не было. Радикалам дали возможность спокойно покинуть здание вместе со всеми имеющимися у них пистолетами, автоматами и даже похищенным оборудованием.
Или, например, тот же «люстрационный комитет», сейчас располагающийся в здании Коммунистической партии Украины: его флаги развеваются рядом с флагами партии «Свобода», которая имеет свою фракцию в Верховной Раде и представлена в правительстве сразу несколькими министрами.
Мы рассчитываем, что в ОБСЕ и ООН рассмотрят наши многочисленные свидетельства нарушений прав человека на Украине, среагируют и примут соответствующие меры к правительству Украины. Конечно, есть риск, что вмешается политическая конъюнктура, но полностью отмахнуться от предоставленных нами данных у них, очевидно, не получится — примеры слишком наглядны.