21 ноября, четверг

Почему закон об автономии рунета не будет работать

15 декабря 2018 / 12:52
помощник депутата Госдумы

Закон об автономии Рунета, внесенный 14 декабря в Государственную Думу, вызывает неприятные ассоциации с китайским Золотым щитом и прочим закручиванием гаек.

В действительности же – это скорее политический меморандум, нежели правовая норма, которая будет реально функционировать. Впрочем, в том маловероятном случае, если Россия действительно будет отрезана от глобальной сети, и он сможет пригодиться.

Как известно, единого офиса Интернета с красным рубильником на стене не существует. Управляющая доменными именами корпорация ICANN поддерживает работоспособность таблиц маршрутизации, обеспечивающих связность Сети. Однако, даже в случае катастрофического сбоя (или злого умысла) восстанавливается всё достаточно быстро. Другая уязвимость – магистральные кабели (спутниковый Интернет в расчет не берем, он дорог), просто потому, что их мало и чисто теоретически их действительно можно перерубить топором и оставить страну без доступа в глобальную Сеть. И так как Россия лишена своего корневого сервера, это действительно будет неприятно.

В принципе, успешное автономное существование Рунета подразумевает решение двух задач: работоспособность инфраструктуры и наличие требуемого набора сервисов. Со вторым России много проще, чем прочим государствам. У нас есть альтернативные версии почти всего: от поисковиков и почты до платежной системы. Вопрос в том, чтобы всё это было связано и работало. Если углубиться в недра законопроекта и отбросить технические подробности, то становится видно, что новая норма накладывает, прежде всего, на операторов связи задачу сделать так, чтобы вся маршрутизация и доступ к ресурсам осуществлялся бесперебойно "при возникновении угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования на территории Российской Федерации сети ’’Интернет”". При этом конкретные инструкции, как достичь подобного эффекта, вынесены в прерогативу исполнительной власти, т.е. Минкомсвязи, и с ними пока вообще ничего не понятно.

Во-первых, инкапсуляция России в своем сегменте Глобальной сети создает проблем чуть больше, чем возможность заказывать по интернету еду или расплачиваться в магазинах карточкой. Как покупать билеты на самолет? Как вести переговоры с иностранными партнерами? Как смотреть сериалы Netflix, в конце концов?

Во-вторых, готовность всем этим пожертвовать сама по себе означает, что и применять эту меру не придется. Россия, как ни крути, огромный рынок для транснациональных интернет-компаний, и терять его по доброй воле никто не захочет.

В-третьих, авторы законопроекта утверждают, что ни о какой изоляции речь не идет. Т.е. вся связь с зарубежными ресурсами останется, и единственное, что изменится – порядок организации маршрутизации уже на территории нашей страны.

Кроме того, нельзя исключать, что истинная цель новации - внедрение механизмов глубинного контроля трафика, о которых, впрочем, тоже написано весьма невнятно. Якобы улучшится блокировка нежелательных ресурсов и прекратятся проблемы с веерным прекращением доступа к ресурсам вполне законопослушным.

Таким образом, как и с любым сложным объектом, возможности для использования его как во благо, так и во вред имеются широчайшие. Однако пока не наступит та самая опасная ситуация, о которой говорится в преамбуле законопроекта, обычные пользователи ничего и не заметят. При этом имплементация в законодательство целого ряда понятий, которые раньше использовались только техническими специалистами, дело, безусловно, хорошее, ибо негоже праву отставать от реальности…


тэги
читайте также