13 октября, воскресенье

Почему новых налогов не будет

17 июля 2014 / 14:37
экономический аналитик

Министр финансов Антон Силуанов сумел всколыхнуть общественность тем, что публично поделился своим видением решения бюджетных проблем.

Несмотря на наступивший летний зной, министр финансов Антон Силуанов сумел всколыхнуть общественность тем, что публично поделился своим видением решения бюджетных проблем. По его мнению, речь может идти о непопулярных мерах в налоговой сфере, суть которых состоит в росте налогообложения субъектов экономики и населения России. Правда, затем Силуанов смягчил первоначальный шокирующий эффект от своего интервью, видя пути решения проблемы роста бюджетных расходов всё-таки в повышении эффективности государственных расходов.

Сразу подчеркнём, что никто из чиновников более высокого ранга не поддержал Силуанова. Примечательным является то, что деятельность этого министра постоянно подвергается критике со стороны аналитиков и обозревателей, придерживающихся различных экономических взглядов и подходов.

Можно сделать вывод, что как на текущую дату, так и ближайшую перспективу не существует объективных оснований для тревожного настроения Силуанова. Финансы в России находятся в относительном порядке.

Вот их главные показатели. Размер Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на 01.06.2014 составляет 3,026 трлн руб. и 3,033 трлн руб. соответственно. Профицит федерального бюджета по итогам первого полугодия вырос до 2,5% ВВП — до 649,3 млрд рублей. Неиспользуемые остатки средств на счетах бюджета превышают 7,6 трлн руб.

Похоже, что Силуанов, скорее, беспокоится о том, что могут перестать расти резервы, а не то, что средств в бюджете не хватит.

Очевидно, что министр является сторонником политики своего предшественника, Алексея Кудрина, который был апологетом наращивания финансовых резервов на случай каких-либо кризисов, пусть даже в ущерб развитию экономики.

Министр финансов отвечает за обеспечение доходов бюджета в запланированном объёме, а расходованием этих средств занимаются другие лица. Вот поэтому Силуанов психологически не готов и потому не приветствует начавшееся активное финансирование государством из федерального бюджета новых промышленных проектов. Частично его можно понять, потому что Россия так и не смогла привлечь значительные внешние инвестиции в экономику, как это удалось Китаю. Отсутствие альтернативных источников инвестиций поставило правительство России перед необходимостью обходиться собственными средствами. Для этого был «распечатан» Фонд национального благосостояния.

Очевидно, что Силуанова вдохновило на его странное заявление просочившаяся в СМИ информация о недавнем распоряжении Владимира Путина о разработке предложений о введении в России регионального налога с продаж и повышение отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) с 2015 года. Но это распоряжение Президента Р. Ф. никак не связано с ужесточением налогового пресса.

А вот Силуанов, похоже, пытается расширить этот перечень, включив в него право на возможность увеличения налогов. То есть, заявление Силуанова — это лоббирование им своих ведомственных интересов под видом озабоченности о судьбах России и её народа, сделанное в совершенно неуместной форме.

Заявление Силуанова отражает значительную хроническую проблему российского правительства — отсутствие долгосрочной экономической стратегии развития страны.

У России пока нет чёткой программы развития. Поэтому то и дело возникают панические слухи, общественным мнением со своими провокационными прогнозами манипулируют «специалисты», со стороны официальных лиц периодически сыплются безответственные заявления, инициируются непродуманные проекты законов и сомнительные предложения.

Очевидно, что педантичному Силуанову некомфортно и трудно работать без чёткого долгосрочного плана.

Деятельность в соответствии с разовыми директивными решениями вместо поэтапного исполнения пунктов плана, конечно, менее эффективна, но такова сегодняшняя реальность государственного управления в России.

Не случайно, что в России периодически возникает желание осуществить секвестр бюджетных расходов. Последний раз об этом объявил премьер правительства России Дмитрий Медведев осенью 2013 года. Думаю, что и в этот раз следует скорее ожидать секвестра расходов бюджета, чем введения новых налогов.

Скорее всего позиция Силуанова по защите своих ведомственных интересов не найдёт серьёзной поддержки у Владимира Путина. Начнём хотя бы с того, что изменения в налоговой системе потребуют внесения изменений в Налоговый кодекс РФ до начала следующего налогового периода путём подписания нового закона Р. Ф. Это потребует времени на внесение проекта закона правительством в Думу, его рассмотрение, редактирование проекта и, наконец, подписание Президентом Р. Ф..

Напомним, что в сентябре 2013 года, ещё до событий на Украине и возвращения Крыма, Путин и Силуанов также высказывались необходимости секвестра бюджетных расходов. Но до этого дело так и не дошло. Произошла коррекция курса рубля, которая сняла вопросы об источниках пополнения федерального бюджета.

В России усиливается столь необходимое и потому неизбежное государственное регулирование экономики, которое станет основным способом управления экономическим развитием вместо не оправдавших надежд рыночных механизмов.

Это потребует перестройки деятельности органов управления государством и экономикой России, усиления контроля над чиновниками. Для этого 30 декабря 2013 года распоряжением Правительства Р. Ф. была утверждена «Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (ППЭУОФ)».

Полагаю, что вместо роста налогов в России, в частности, необходим бóльший общественный контроль за расходованием бюджетных средств, о чём подробно говорилось на недавней встрече президента страны с членами Общественной палаты.

В рамках «Открытого правительства» следует активно привлекать экспертов для проведения экономического анализа по основным направлениям государственных расходов. Необходимо и дальше развивать такое перспективное направление деятельности компаний и банков, как контроль и внутренний аудит. Следует активизировать деятельность Счётной палаты РФ по проверке обоснованности государственных расходов.

Однако само главное — это повышение эффективности экономики России. В мировой экономике начинается подъём. Началась глобальная новая научно-промышленная революция, в которой, в отличие от ведущих стран мира, наша страна пока не только не участвует, но даже и не собирается участвовать. Отставание России в экономическом росте от Запада и даже от стран БРИКС в дальнейшем невозможно будет преодолеть одними только финансовыми маневрами.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также