Восстановленный по первоначальному образцу XIX века в Симферополе открылся памятник императрице Екатерине II.
Бронзовая великая государыня встала на прежнем месте — в Екатерининском саду Симферополя, где монумент был впервые торжественно открыт 18 октября 1890 года в ознаменование столетия присоединения Крыма к России.
В торжественной церемонии в пятницу 19 августа приняли участие глава Крыма Сергей Аксёнов, спикер крымского парламента Владимир Константинов, а также представители духовенства и казачества. Организовал работы по восстановлению памятника фонд святителя Василия Великого Константина Малофеева вместе с крымской межрегиональной общественной организацией «Русское единство». Работы по восстановлению памятника стоили в общей сложности почти 35 млн рублей.
«Открытие памятника Екатерине II в. Крыму — глубоко символическое событие, — заявил Константин Малофеев в преддверии акции, которую в Крыму уже называют исторической и символической. — Присоединив полуостров к России в XVIII веке, великая императрица положила конец многовековым разбойничьим набегам с территории Крымского ханства на русские, молдавские, кавказские и даже польские земли. Из крупнейшего центра работорговли своей эпохи Крым на долгие годы превратился в оазис мирного сосуществования различных народов, культур и языков под сенью Российской Империи».
Нынешнее событие, по мнению этого известного предпринимателя и мецената, символично тем, что сегодняшние обстоятельства во многом перекликаются с теми, которые вызвали необходимость тогдашнего присоединения Крыма. В ХХI веке были предприняты попытки создать в Крыму «пиратскую базу НАТО и очаг нестабильности в регионе», но они получили «достойный отпор от продолжателей екатерининских традиций» — российского руководства и нынешних поколений крымчан, считает Константин Малофеев.
Аналогия действительно точная
Захватившая в XIII веке Крым монголо-татарская Орда при позднейшем распаде оставила здесь свой осколок — Крымско-татарское ханство. На протяжении веков оно не просто совершало набеги на Русь — Россию, а всю экономику свою основывало на грабеже русских земель, угоне русского населения в рабство и работорговле. По сути, Россия почти ежегодно переживала «батыево нашествие»! Не случайно плодородные южные земли стали называть Диким полем.
Это была действительно пиратская база и источник нестабильности! Разве что тогда заправляли там всем не «кураторы» из НАТО, как сегодня на Украине, и султаны Оттоманской империи, отношение которой к России было не менее враждебным, нежели сегодня со стороны НАТО и США. И Екатерина погасила в 1783 году этот очаг различных бед. Кстати, столь же мирно и при поддержке большинства, как это сделали в 2014 году действительно истинные продолжатели её традиций…
«Теперь граница наша по Бугу и по Кубани. Херсон построен. Крым — область Империи и знатный флот в Севастополе. Корпуса войск в Тавриде, армии знатные уже на самой границе, и они посильнее, нежели были армии оборонительная и наступательная 1768 года», — подвела итог этой блестящей акции сама Екатерина в письме к Потёмкину 24 августа 1787 года.
Нынешний памятник — точная копия того, что был воздвигнут в 1890 году. Это многофигурная композиция, во главе которой находится бронзовая статуя Екатерины II. Императрица — в платье с орденской лентой и с накинутой мантией. Левая рука её приподнята, правая держит скипетр и лист бумаги — указ о присоединении Крыма. На выступах в средней части постамента помещаются бронзовые фигуры и бюсты сподвижников императрицы: с передней стороны стоят фигуры князей Потёмкина и Долгорукова в военных мундирах с орденскими лентами, по правую руку от Екатерины помещается бюст полководца Александра Суворова, много потрудившегося для завоевания полуострова, по левую — Якова Булгакова, русского посла в Турции, добившегося признания присоединения Крыма.
Многие в Крыму, говоря о воссоздании того памятника считают, что «по своим архитектурным достоинствам ничего сопоставимого в Крыму за последние годы, а то и десятилетия создано не было».
Правда, в 1890 году с задней стороны находился большой бронзовый барельеф с изображением татарских беев и мурз, склоняющихся перед Екатериной, и стоящим за ней Потёмкиным. Возможно, именно это служило — и частично служит сегодня — источником для постоянных протестов со стороны активистов ныне запрещённого крымско-татарского меджлиса, когда и в годы временного украинского занятия полуострова в крымском обществе рождались инициативы по восстановлению памятника.
«У большинства населения, безусловно, положительная реакция на открытие памятника Екатерине, — свидетельствует член экспертно-аналитического совета при Совете министров автономной Республики Крым Сергей Киселёв. — Этот вопрос поднимался ещё во времена СССР, и тогда большинство населения высказывалось за него. Проводили различные акции в поддержку этой идеи. Есть, правда, небольшая прослойка людей, которые выступают против, — это, прежде всего, часть радикально настроенных крымских татар».
Но что поделать: изображения склоняющихся перед Екатериной беев и мурз имеют право на существование, ибо такова действительная историческая правда. Российская империя не оккупировала Крым, а пришла сюда утихомирить острое противостояние внутри самого крымско-татарского общества. По сути, избавила его от гражданской войны. Именно потому большинство крымских татар поддержало приход России и более чем лояльно относилось к русской власти на полуострове. Характерен, например, эпизод во время визита Екатерины в Балаклаву в ходе её поездки в Крым в 1787 году. На крутом склоне возница царской кареты, что называется, не справился с управлением, и она вместе с императрицей начала сползать вниз по крутому обрыву. И тогда именно крымские татары — местные и сопровождающие царский поезд — бросились буквально под колёса и собственными телами остановили опасное движение.
Вхождение Крыма в состав России и тогда было добровольным для большей части его населения…
Преемственность гражданского сознания вчера и сегодня
Огромную симпатию людей к восстановлению памятника великой императрице доказывает и тот факт, что в ходе объявленного в марте прошлого года общероссийского сбора средств на эти цели удалось собрать более 46 млн рублей! Это даже больше, чем потребовалось на работы по воссозданию самого памятника, поэтому оставшуюся сумму решено потратить на благоустройство близлежащей территории.
«Можно, безусловно, только очень сильно приветствовать, что восстановление памятника — не столько государственная акция, сколько общественная, когда памятник восстанавливается в том числе попечением частных лиц, фондов, организаций, — считает Сергей Киселёв. — То, что это делает частный фонд Константина Малофеева при активной поддержке многих жителей Крыма (моя семья, кстати, тоже вложила определённые средства), — говорит только о единой солидарной позиции и общественных организаций Крыма, и самих крымчан по отношению к этой акции».
Кстати, и в XIX веке средства на памятник — 92 тысячи рублей — тоже собирали, как тогда говорили, «по подписке» по всей Российской империи. И большую часть пожертвовало дворянство губернии. «Да, и в прежней, императорской России собирали деньги, — подтверждает Сергей Киселёв, работающий доцентом в Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.- Причём люди давали, столько, сколько это было возможно. Списки были опубликованы. И когда ты их видишь, когда видишь, что человек даёт полкопейки, но он даёт искренне, от всей души, — как гражданин, как любящий свою страну патриот, как человек, который чтит память императрицы, совершившей такой мощный политический и внешнеполитический прорыв, — то, безусловно, это говорит о преемственности гражданского сознания тогда и сегодня. Я не думаю, что сегодня в своём мировоззрении крымчане чем-то принципиально отличаются от своих предков».
Так не являются ли подобные акции отражением реального возвращения в нынешней России к тому самому гражданскому обществу, к созиданию которого нас так долго призывали, на появление которого так много возлагали надежд? Или ещё точнее: не является ли нынешний памятник, как восстановление того, прежнего, разрушенного при советской власти в 1921 году, — не является ли он символом? Символом руки, протянутой к нашему великому прошлому через невзгоды войн и пропасти идеологий?
«Специфическая особенность крымского самосознания — это такая имперскость. Мы тут — имперский народ, — продолжает эту мысль Сергей Киселёв. — Большая часть здешнего населения — это люди Империи. У нас самые яркие исторические памятники — это памятники эпохи Российской империи, они связаны с событиями имперской истории. Собственно говоря, Россия и состоялась как империя в борьбе за обладание Чёрным морем и Крымом. Так что и сам Крым — это во многих смыслах символ империи».
А памятник Екатерине Великой в Крыму получается памятником не только ей, но и самой Российской Империи периода её Полудня…