Статья Фердинанда Маунта о свободе слова заставила меня вспомнить Тацита, который в «Истории» (ок. 110 г. н. э.) говорил о «на редкость счастливом времени, когда можно думать то, что хочешь, и говорить, что думаешь».
Как и многие другие, я впервые наткнулся на эти слова в «Трактате о человеческой природе» Юма (1739-40), где они были вынесены в качестве эпиграфа на титульный лист. Позже я узнал, что полное название «Богословско-политического трактата» (1670) Спинозы было «Богословско-политический трактат, содержащий несколько рассуждений, показывающих, что свобода мысли и слова не только может быть допущена без вреда благочестию и спокойствию государства, но и что она не может быть отменена не иначе, как вместе со спокойствием государства и самим благочестием»[1]. Спиноза повторил это утверждение несколько раз, почти не изменив слова Тацита («В свободном государстве каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает»).
Эти слова навеяли мне очень трогательные чувства (и связь с прошлым), так что несколько лет назад предложил Тимоти Гартону Эшу использовать цитатк Тацита в качестве эпиграфа для своей книги «Свобода слова: десять принципов взаимосвязанного мира» (2016) и, возможно, в качестве девиза для его проекта «Дебаты о свободе слова». Он не последовал моему совету, и он поступил мудро, потому что вторая половина этого предложения в наше время утратила свою красоту и стала чудовищной по причинам, ясно изложенным Фарой Дабховалой в книге, рецензируемой Маунтом. Похоже, Мильтон ошибался в «Ареопагитике» (1644): «Пусть она (истина) борется с ложью: кто знает хоть один случай, когда бы истина была побеждена в свободной и открытой борьбе?» Или, возможно, он не ошибался. Просто время «свободной и открытой борьбы» прошло.
[1] У Спинозы вместо «мысли и слова» стоит лат. Philofophandi, философствование – прим. пер.