Кристина Кампо однажды написала: «Что еще существует в этом мире, как не то, что не от мира сего?».
Вероятно, это цитата из Евангелия от Иоанна (18:36) где Иисус говорит Пилату: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда». Тогда решающим является вопрос с смысле и способе существования того, что не от мира сего. Именно так поступает Пилат, который, словно желая понять статус этого особого Царства, сразу же спрашивает: «Итак, Ты Царь?». Ответ Иисуса для тех, кто знает, как его понимать, дает первое указание на значение царства, которое существует, но не от мира сего: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». И в этот момент Пилат произносит позорный вопрос, который Ницше назвал «самой тонкой шуткой всех времен»: «Что есть истина?». Царство, которое не от мира сего, требует, чтобы мы свидетельствовали о его истине, и чего Пилат не понимает, так это того, что что-то может быть истинным, не существуя в мире. То есть, что есть вещи, которые каким-то образом существуют, но не могут быть предметом правового суждения о фактической истинности или неистинности, подобно тем, о которых идет речь на процессе, который ведет Пилат.
Фурио Джези, ставя под сомнение реальность мифа, предложил формулу, которую, возможно, будет полезно взять на вооружение: если вещи, о которых идет речь в том, что он называет мифологической машиной, «существуют, то они, однако, находятся в «другом мире», которого нет». И тут же добавляет: «нет более точной веры в «иной мир», которого не существует, чем заявление о том, что такого «иного мира» нет». Таким образом, мы понимаем, что Иисус имеет в виду, говоря, что Его Царство не от мира сего. Его царство не от мира сего, но не является по этой причине бессмысленным. Наоборот, Он пришел в этот мир, чтобы свидетельствовать о том, что не от мира сего, о том, чего нет. И именно это, должно быть, имела в виду Кристина Кампо: только то, чего нет в этом мире, или, вернее, не существует, по-настоящему насущно и важно для жизни в этом мире.
Именно сегодня, когда потребность в истине как будто бы отменена, было бы полезным осторожно поразмышлять об особом статусе тех вещей, которые хотя и не от мира сего, но по-настоящему дороги нам и влияют на наши мысли и действия в этом мире. Как считает Джези, на самом деле было бы непростительной ошибкой путать то, чего нет, с тем, что есть, и притворяться, что оно просто есть. Отличие того, что есть от того, что есть, явным образом проявляется в различии между бунтом и революцией, которые Джези пытается тщательным образом отделить друг от друга. Революция — это цель, которую ставят те, кто верит только в то, что от мира сего, и потому имеет дело с обстоятельствами возможного их осуществления в историческом времени согласно отношениям причины и следствия. Наоборот, бунт подразумевает приостановку исторического времени, бескомпромиссную приверженность действию, последствия которого не известны и непредвидимы, но которое по этой причине не приходит к соглашению и компромиссу с врагом. В то время как те, кто не смотрит за пределы этого мира, обращают внимание только на властные отношения, в которых они заключены, и готовы бессовестно отбросить свои убеждения, люди бунта — это люди того, чего нет, для которых историческое время было приостановлено раз и навсегда, и поэтому они могут действовать в нем безоговорочно. Именно потому, что вещи, которых нет, представляют для них не будущее, которого нужно достичь, а насущную потребность, о которой они должны постоянно свидетельствовать, их поступки в отношении исторического времени будут в высшей степени неумолимы, ломая его и уничтожая его.
Тем, кто сегодня всеми силами пытается привязать нас к заявленной фактической реальности, не допускающей альтернатив, мы должны в первую очередь противопоставить мысль, то есть ясное и безапелляционное представление о вещах, которых нет. Лишь тем, кто не испытывая никаких иллюзий знает, что их царство не от мира сего, но тем не менее по-своему безапелляционно присутствует здесь и сейчас, дается надежда, которая есть не что иное, как способность каждый раз опровергать жестокую ложь фактов которые люди утверждают, чтобы поработить своих собратьев.
Quodlibet, 3 июня 2024 г.