4 апреля, суббота

О праве на трудовое воспитание

22 марта 2017 / 21:06
член Общественной палаты РФ, член Центрального штаба ОНФ, председатель Российского общества "Знание"

Комитет Госдумы по образованию и науке в среду, 22 марта, решил создать рабочую группу для введения в юридическую практику понятия «трудовое воспитание».

Такое решение было принято после того как Минобрнауки РФ на заседании высказалось против его внесения в закон «Об образовании». Это по-прежнему необходимо для придания трудовому воспитанию четкого законодательного статуса.

Накануне на заседании комитета нами был рассмотрен законопроект о закреплении понятия «трудовое воспитание» в федеральном законе «Об образовании в РФ». В соответствии с этой инициативой мы предлагали дополнить закон пунктом, определяющим понятие «трудовое воспитание», и предусмотреть его реализацию на всех уровнях общего образования. Это позволило бы сформировать у подрастающего поколения психологическую готовность к труду, трудолюбие, помогло бы определить сознательно выбор профессии.

Законопроект был внесен депутатами Заксобрания республики Алтай и получил поддержку 43 субъектов РФ. В регионах считают важным вернуть в систему образования работу на пришкольном участке, участие в уборке школьных помещений, другие формы трудового воспитания. Необходимо исключить случаи, когда требование учителя стереть с доски или убрать мусор из-под парты вызывает дискуссию о том, кто это должен делать. Наш комитет полностью разделяет эту позицию.

Школы ждут от нас, депутатов Госдумы, законодательной поддержки. Мы подошли к точке реального выбора в вопросах воспитания. Нам предстоит сделать выбор: либо мы соглашаемся, что темы приобщения к труду лучше избегать на уровне нормативных документов системы образования, либо все-таки признаем, что для нас по-прежнему значимо, чтобы дети знали, что такое труд, имели опыт созидания, и не только по заданию учителя, но и по собственному желанию, и на благо других людей.

Увы, на заседании думского комитета представители Минобрнауки высказались против внесения изменений в закон об образовании. В ведомстве считают, что для целей трудового воспитания достаточно скорректировать примерную образовательную программу и федеральные государственные образовательные стандарты. Мы, как члены профильного комитета, выразили несогласие с таким подходом. К тому же мы помним, как само Минобрнауки неоднократно выступало за возвращение трудового воспитания в школы.

Вопрос о возвращении трудового воспитания в школу впервые был поднят на форуме ОНФ «За качественное образование во имя страны» в октябре 2014 года. Народный фронт возвращался к этой теме на «Форуме действий» в Йошкар-Оле в июне прошлого года. Мы также подробно обсуждали этот вопрос на заседании комитета 17 ноября. Тогда наше предложение вернуть в школу обязательное трудовое воспитание учащихся комитетом было также поддержано. Соответствующие рекомендации мы направили в Минобрнауки. Инициатива нашла понимание в министерстве, и, конечно, хотелось бы, чтобы его позиция в этом вопросе была последовательной.

По Трудовому кодексу существует только один вид труда – наемный. Даже для того, чтобы дать ученикам трудовую ознакомительную практику, школы должны заключать с ними договоры. В противном случае школьную администрацию могут обвинить в незаконной деятельности, штрафы за которую составляют от 30 до 300 тысяч рублей. Школы пытаются решить эту проблему включением труда в соответствующие планы работ, но с точки зрения закона этого недостаточно.

Говоря о том, что у нас все регулируют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования, мы забываем о том, что воспитание – это вопрос не только школы. В нем принимают участие организации дополнительного образования, общественные организации, занимающиеся работой с детьми, неформальные кружки, клубы. Чем сегодня должны руководствоваться они? К сожалению, практика применения законов на местах говорит о том, что если где-то допускается двойное прочтение нормы, она будет истолкована неверно. Отсюда предписания и штрафы, выписываемые школам. Отсюда и нежелание их директоров предоставлять помещения кружкам моделирования и техники – слишком много проблем.

Мы знаем, что в ряде школ уже прошли первые проверки прокуратуры, которая анализирует состояние этого вопроса. Поэтому необходимо законодательно определить понятия «общественно полезный труд» и «труд по самообслуживанию». Это избавит школы от незаслуженных обвинений в эксплуатации детского труда, развяжет руки педагогам в работе по воспитанию трудолюбивых, ответственных граждан. Абсурдно запрещать учителям требовать от школьников относиться к школе, как своему общему дому, где нужно поддерживать порядок. И надо понимать, что в России люди – это не только наемные работники, они имеют право самостоятельно объединяться для общественно значимых проектов.

Нам в Общероссийский народный фронт регулярно поступают обращения родителей с жалобами на то, что даже в полумиллионном городе некуда отдать подростка, чтобы он научился работать руками. И нельзя сводить все трудовое воспитание к уборке в классе. Это целый комплекс мер с огромным количеством вовлеченных людей. Для принятия такого решения нужна политическая воля. Но мы должны признать простой факт: родителям не хватает пространства для трудового и профессионального самоопределения ребенка. Решение по этому вопросу должно приниматься гражданами, в том числе через депутатов, которых они выбрали для представления своих интересов, а не правительством единолично.

Источник


тэги
читайте также