России, чтобы проветрить мозги понадобилось десять лет. У Украины уже есть опыт политических коллапсов, поэтому у них может получиться быстрее.
В последнее время, в связи с украинскими событиями, все чаще в соцсетях от самых разных людей можно услышать один и тот же вопрос, который звучит примерно так: «Они, ведь вроде нормальные всегда были, почему же сейчас они во все это верят и распространяют?» Это про сочувствующих Майдану граждан, которые с точки зрения русских знакомых и друзей, всегда были людьми хоть и либерально настроенными, но в целом адекватными. А сейчас выдают в информационное пространство какую-то несусветную чушь.
Ну, например, радостно обсуждают, что поскольку Россия отменила скидки на газ, то скоро конец придет экономике… России. Или, например, эти же люди без тени сомнения верят, что та часть Правого сектора, которая недавно пыталась снова штурмовать Раду — это агенты влияния Путина. Эти же люди, что уж совсем никак не умещается в законы логики, одновременно утверждают, что на Майдане никаких фашистов нет. И что Крым удерживается силой, что референдум был проведен под дулами российских автоматов (или, что все проголосовавшие за воссоединение России и Крыма — это тоже агенты Путина).
Понятно, что бравурную повестку революции на Украине выдают тамошние СМИ. У них такая задача поставлена.
Чем дальше, тем больше эта повестка абсурдна, и уже всем вроде бы должна быть очевидна эта абсурдность. Но вот ведь в чем штука, не всем. И количество тех, кто яростно и всеми силами верит и распространяет, например, заявления Тимошенко о том, что уже очень скоро Украина станет духовным центром Европы, и из нее в Европу и в Россию будут экспортироваться «эффективные модели управления», не укладывается в статистическую погрешность.
Такое количество фанатично верящих явно превышает и стандартное число проплаченных комментаторов и блогеров на зарплате. Искренне верят очень многие в любые новости про светлое будущее и настоящее Украины, в рассказы про большого коварного врага Россию, про то, что российские войска скоро пойдут в атаку на Киев, и что украинская армия даст отпор русским аж по самый Воронеж, а то и Москву.
Почему они ведутся на это? — спрашивают очень многие. Версии выдвигаются разные. Например, такую реакцию пытаются объяснить слаженной и четкой работой практических всех украинских СМИ. Действительно, если несколько месяцев к ряду все СМИ в дружном порыве будут выдавать одну и ту же версию событий с комментариями примерно одного ура-патриотического толка, если даже эта версия с реальностью ничего общего не имеет, то даже самые критически мыслящие засомневаются. Такое было бы возможно, если бы не безграничные возможности интернета. Насколько я знаю, никаких великих китайских файерволов на Украине нет. Доступ к любым ресурсам, и российским, и европейским, и американским свободен. И в Европе, и в США очень неоднозначно оценивается то, что происходит на Украине. Вот, взять хотя бы пространный текст Пола Крэйга Робертса, американского экономиста, где и о Майдане, и об участии в нем правительства и военных США сообщается масса всего нелестного.
Но все, что не соответствует информационной политике украинских СМИ, такими активно верящими читателями без разбору маркируется, как вражеская пропаганда. Ну и опять же, это Путин подкупил.
Вообще, мысль о том, сколько же у нас денег на подкуп всего и вся, приятно бы согревала, не будь она настолько фантастической.
Еще одна версия — это успех многолетней индоктринации идеологией «Украина — не Россия». Вроде как, долго это звучало, и тут, в конце концов, в массовом порядке сработало. Но и это тоже выглядит странно. Если бы всю ту чушь, которую выдают по ситуации в стране распространяли махровые свидомые западенцы, это было бы понятно. «Москаляку на гиляку» и так далее. Их особо и убеждать не нужно, что Тимошенко пальнет по Крыму ядерной бомбой. Они и сами бы уже давно пальнули, даже если бы Крым никуда не отделялся. И по Юго-Востоку заодно. Чтобы неповадно было. Но мы с вами говорим об адекватных людях. О тех, кто, выходя на Майдан, или активно ему сочувствуя в интернете, хотел для Украины «европейского пути». О тех, кто всегда был адекватным человеком, не склонным к истерике и более или менее трезво оценивал ситуацию. И уж точно не хотел и не хочет вешать русских на столбах. Для них, в общем-то, идеологема «Украина — не Россия» никогда не была определяющей хотя бы потому, что многие из них получали российское высшее образование, или просто свободно ездили в Россию. Так в чем же дело? Почему сейчас эти люди так охотно и активно верят в то, во что нормальному человеку решительно поверить невозможно?
Дело тут думается мне вот в чем: когда нормальный человек, начинает так себя вести, яростно воспринимать как истину в последней инстанции нечто заведомо абсурдное, это значит, что ему что-то категорически не хочется признавать. Ну, например, как какой-нибудь новообращенный член религиозной секты. Он живет так плохо не потому, что у него маленькая зарплата, и ему пора бы уже поменять работу, или надавить на начальство с целью повышения, а потому, что мир лежит во зле, и дьявол персонально именно ему строит козни.
С украинской целевой аудиторией происходит сейчас примерно то же самое.
Если не верить в коварного Путина и его вездесущих агентов, в российские козни и агрессию, в ближайшее, вот прямо завтра или послезавтра, великое и светлое будущее Украины, и в то, что Россия без закупок газа Украиной загнется прямо сегодня ближе к вечеру, то придется признавать очень неприятные для себя вещи.
Например, тот факт, что нынешний Майдан и Оранжевая революция 2004 года — это национальный позор. Что людей, которые сочувствовали Майдану и «европейскому пути», а также демократии на Украине уже дважды обвели вокруг пальца, как детей. Что сейчас те, кто за Майдан… нет не идиоты, реальность куда печальнее — умные, нормальные, вменяемые люди, которые повели себя, как идиоты. Что вместо светлого будущего украинцы, нет, не Яценюк, Кличко, Тимошенко, Сашко Билый, и прочие лидеры, а именно простые украинцы устроили для своей страны вечное Сомали.
Это очень неприятно и больно — признавать такие вещи. Их не то, что признавать, о них даже думать не хочется, настолько они неприятны.
Кстати, у России есть такой печальный опыт. Это наши девяностые. Ну, вспомните, истерику на всю страну, что в 89-м, что в 91-м, что в 93-м. Когда молодые, умные и идейные, с высшим образованием, вменяемые люди раз за разом коллективно, дружно вели страну к развалу, политическим и экономическим катастрофам. И когда такие же вменяемые люди радостно пачками шли в тоталитарные секты с самыми безумными доктринами, несли все деньги в МММ и истово рекламировали эти свои поступки. А когда накрывало последствиями, кто-то видел в этом злую вражью волю, кто-то просто этого не замечал, продолжая упорно верить в будущее. Присказка про «народ — идиот» родилась, по-моему, когда-то тогда. Нам повезло, мы более или менее вынырнули из этого морока. Хотя и сейчас копья по поводу нашей недавней истории ломаются с завидной частотой и постоянством.
А вот у Украины и украинцев всё еще впереди. И такая бешеная вера в абсурд — это очень печальный, но психологически неизбежный феномен.
Ну, какому нормальному человеку придет в голову сказать «вы знаете, я представитель нации, особой чертой которой является массовый политический кретинизм»? Да никому. Это ведь даже не самого себя идиотом назвать, а ярлык на свой народ повесить.
Именно поэтому, из острого, подсознательного нежелания признавать крайне неприятные для себя вещи и проистекает эта фанатичная вера в то, что от разрыва связей с Украиной именно Россия погрузится во мрак, хаос и экономический крах.
Подытоживая, хочется написать о хорошем. России и нам, русским, чтобы проветрить мозги понадобилось чуть больше десяти лет. У Украины уже есть богатый опыт политических коллапсов, поэтому, судя по всему, отрезвление пройдет куда быстрее. Хотелось бы, чтобы на Украине всё же все наладилось. И чтобы нормальные, вменяемые люди скоро снова стали нормальны и вменяемы во всём.