Советник-наставник мэра Москвы Михаил Москвин-Тарханов о новом составе Общественной палаты столицы, в которую вошел он сам и глава Центра политического анализа Павел Данилин.
Жизнь не стоит на месте: только я привык к тихой жизни с чтением разных документов и обзоров, составлением аналитических записок или написанием небольших заметок на злобу дня, как мэр Москвы своим указом от 5 апреля назначил меня одним из представителей города (в рамках своей квоты) в Общественную палату города Москвы второго созыва.
Вместе со мной в этом указе оказались такие видные общественные деятели как Алексей Венедиктов, Михаил Куснирович, Михаил Кузовлев, Константин Ремчуков, Арина Шарапова, Анна Федермессер, Наталья Присецкая, а также известные ученые — Михаил Блинкин, Алексей Новиков, Надежда Косарева, Александр Румянцев, Сергей Смирнов и другие известные лица.
Двадцать человек вошли в палату по списку Мэра Москвы, 24 человека вошли от 12 округов Москвы и, кроме того, еще 20 человек были избраны 11 апреля на городской конференции. Среди избранных на окружных и городской конференциях и мой коллега, советник-наставник мэра Москвы Александр Крутов, и видные ученые, в том числе, Александр Гинзбург, Мария Котовская, Валерий Лаптев, Юрий Табунщиков, и, конечно, что важно, представители спортивных, культурных, инвалидных, благотворительных, молодежных, просветительских, профессиональных организаций «третьего сектора», то есть, некоммерческого сектора экономики города.
Таки образом, весь состав из 64 членов Общественной платы города Москвы сформирован, 20 апреля состоится ее первое заседание в полном составе, с которого отсчитывается начало трехлетнего срока нашей совместной работы.
Мне не привыкать работать в представительных органах — три с лишнем года в районном совете города Москвы (из которых полтора пришлось еще на время до распада СССР), более двадцати лет работы в городской Думе (в пяти созывах), опыт почти в четверть века регионального парламентаризма.
Но есть важное отличие, одна особенность — городская Дума, парламент субъекта федерации, да еще столичный, это все-таки во многом, как ни крути, политический орган, в нем есть политические фракции, происходят столкновения властных и оппозиционных сил. Как мы ни старались смягчить политические противоречия в первых трех созывах Московской городской Думы, общий курс на укрепление политической партийной системы в стране неизбежно вел Московскую городскую Думу к частичной политизации ее работы.
В Общественной же палате партийность, партийная политика, исключена, это сугубо неполитический орган по самому своему статусу, в ней не допускается объединение членов не только по партийной, религиозной, национальной или территориальной принадлежности, но исключается прямое или косвенное участие ее членов в агитации на выборах всех уровней. Единственная форма участия членов Общественной палаты в избирательном процессе — контроль над честностью и прозрачностью выборов, в том числе, и на избирательных участках.
Другая особенность Общественной палаты заключается в том, что если в органы представительной власти депутаты избираются всеми гражданами, которые голосуют индивидуально на участках, то в данном случае некоммерческие организации, объединения граждан и «третий сектор» формируют более двух третей Общественной палаты Москвы по довольно сложной процедуре. Следовательно, члены Общественной палаты в своей дальнейшей работе имеют дело по общему правилу не с отдельными гражданами, это прерогатива законно избранных депутатов трех уровней (федерального, городского и районного), а занимаются именно объединениями граждан — культурными, благотворительными, образовательными, инвалидными, детскими, спортивными и любыми другими.
Но, конечно, важнейшим отличием Общественной палаты от упомянутых представительных органов является то, что органом власти Общественная палата не является вовсе, это, по сути, общегородское общественное объединение, призванное проводить экспертно-аналитическую работу, поддерживать некоммерческие организации, вырабатывать общественные инициативы, осуществлять общественный контроль, создавать и поддерживать систему обратных связей между объединениями граждан и органами власти, развивать частно-государственное партнерство, взаимодействовать с общественными палатами Российской Федерации и Московской области, других регионов, и осуществлять еще целый ряд особых функций, прописанных в законодательстве и конкретизированных в ее регламенте.
Так что, прощай политика, больше внутриполитическими вопросами в городе я заниматься не смогу, впереди новое общественное поприще. Намечаю работу с общественными организациями, осуществляющими помощь бездомным людям, чем уже занимаюсь в Общественной палате РФ, по выработке системы комплексной поддержки объединений садоводов и дачников, охватывающих многие сотни тысяч москвичей (важнейшая задача для Москвы и всего региона, как социальная, так и градостроительная), и неизбежно, буду заниматься проблемами науки, образования и просвещения в нашем городе, которые знаю не понаслышке, а сталкиваюсь в процессе преподавательской и научной работы. В добрый путь!