Началось формирование Общественной палаты нового созыва. Глава государства направил приглашения 40 гражданам России, имеющим особые заслуги перед страной и обществом..
Началось формирование Общественной палаты нового созыва. Глава государства направил приглашения 40 гражданам России, имеющим особые заслуги перед страной и обществом. В течение месяца своих делегатов в палату направят региональные Общественные палаты (в числе 85 человек), а потом они вместе будут отбирать 43 кандидатов из списка, представленного некоммерческими организациями.
Конечный список членов палаты на сегодня не известен никому, так же как нет точной информации о том, кто возглавит общественников. Действующий секретарь Александр Бречалов уже заявил о том, что покинет этот пост, а о своих амбициях никто пока не заявлял. Тем не менее, среди политического класса активно обсуждается вопрос о том, какой будет новый состав Общественной палаты и грядет ли серьезная реформа ее деятельности. Тем более, что к этому реформированию последовательно призывают общественники из либеральной обоймы ОГФ и КГИ.
Однако, насколько можно судить основные изменения в том, что касается функционирования палаты, уже приняты — речь идет о подписанном президентом 28 декабря 2016 года законе №487-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации". Эти поправки убрали из практики кооптации членов палаты «народное голосование». В прошлый раз по поводу этой процедуры возникли вопросы у ряда общественников, и поэтому сегодня решили передать набор членов палаты от НКО в руки тех, кого выдвинул президент, а также тех, кто пришел в ОП из региональных палат. Вот и вся новация. Больше кардинальных реформ ждать не приходится.
Если говорить о президентской квоте, то можно ожидать серьезное усиление в палате «силового» блока — возросшая роль армии и популярность военных прямо говорит об этом. Скорее всего, в палату придут новые деятели либерального фланга — все же то, что Алексей Кудрин возглавил совет Центра стратегических разработок и вошел в Экономический совет при президенте России, дает ему неплохую возможность ввести своих коллег по Комитету гражданских инициатив в Общественную палату. Прогнозируется также десант в общественники представителей ряда крупных корпораций. А вот те, кто засветился в скандалах вокруг ОНК, напротив, вряд ли имеют шанс попасть в президентскую квоту и быть выдвинутыми региональными палатами.
Некоторые критики этого института указывают на то, что об Общественной палате мало кто знает, а рейтинг у нее — низкий. Позвольте поспорить. Возьмем социологические данные ВЦИОМ за декабрь прошлого года, когда в последний раз мерилось доверие населения к общественно-политическим институтам. У Госдумы рейтинг одобрения 52,1, у Совета Федерации — 50,5%, а у Общественной палаты — 43%. Разница, конечно, есть, но она совсем не критическая. Тем более, учитывая что намного чаще СМИ освещают деятельность депутатов и сенаторов. При этом, общественники отнюдь не на последнем месте по доверию — так, к примеру, у профсоюзов уровень одобрения ниже (41,1%). Общественная палата также обладает одним из самых низких антирейтингов в 22,7%, уступая по этому показателю только таким общественным институтам, как армия и Русская православная церковь. Наконец, нельзя не заметить, что рейтинг одобрения деятельности Общественной палаты последовательно рос, и за 10 лет увеличился на 19 процентных пунктов — с 24% до 43%.
Что касается информированности о деятельности как отдельных членов палаты, так и самого института в целом, то те, кому нужно, прекрасно знают о том, какой общественный деятель и за что отвечает. Достаточно прийти в здание на Миусской площади и посмотреть на то, как часто проводятся в Общественной палате встречи разных НКО, как презентуются проекты, как выступают лидеры общественного мнения в разных сферах, и станет понятно — что жизнь там кипит. Да, она, быть может не заметна для большинства, но именно это бурление, именно этот драйв и постоянная активность позволяет выковываться настоящим характерам.
Хороший пример — Любовь Духанина — президент образовательного холдинга «Наследник». С первого созыва — с 2006 года - она входила последовательно во все созывы Общественной палаты. В течение этого срока каждый год несколько месяцев она тратила на то, чтобы разобраться с проблемами при проведении ЕГЭ, для чего даже была создана специальная «горячая линия». На основе этих наблюдений регулярно передавались рекомендации о совершенствовании ЕГЭ. Десять лет постоянного мониторинга! Вот это и называется мотыжить свою делянку. А в прошлом году Духанина приняла участие в праймериз Единой России, выиграла, а затем победила и на выборах депутатов Госдумы в избирательном округе №203 (районы Орехово-Борисово, Братеево, Царицыно, Бирюлево и Зябликово). Так что сегодня Духанина занимается вопросами образования в соответствующем комитете в здании на Охотном ряду. При этом, она же отвечает за образование и в ОНФ, где предложила и продвигает проект «каждому ребенку — бесплатный кружок». Также Духанина возглавляет Российское общество «Знание» и поддерживает просветительские практики по всей стране. Неплохо для одного человека, не так ли?
Еще интересная история: была в Пензе молодая многодетная мать, занималась общественной деятельностью помогала другим матерям. Потом создала общественную организацию, а потом пришла в Общественную палату и попросила о поддержке в проведении съезда Ассоциации организаций по защите семьи. И Общественная палата помогла и поддержала, и сегодня в эту ассоциацию входят 23 региональные общественные структуры, которые поддерживают друг друга, помогают многодетным матерям, а также — строят приюты для матерей, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогаю принять решение о родах колеблющимся молодым женщинам. А многодетная мать из Пензы сегодня известна всей стране — это Анна Кузнецова, детский омбудсмен.
Таких историй, связанных с Общественной палатой, — сотни. Пристально рассматривая каждую из них, нужно помнить об одной — немаловажной - детали: все, о чем говорилось выше, члены федеральной Общественной палаты, а также их многочисленные коллеги в регионах (я в том числе) — делают бесплатно. Безвозмездно, то есть, даром. Нужно быть немного сумасшедшим, чтобы тратить свое свободное время, решая проблемы других людей, и при этом не получать за это ни копейки. Но без этого общественникам и активистам было бы совершенно точно скучно жить.