Политолог Вячеслав Данилов — о том, что говорит о нашем обществе случай «псковских стрелков».
Говорят, во всем виновата проклятая зима.
Холод, сырость, снег, тьма и безысходность на полгода. Лишь только недалекий крестьянин зимой торжествует, а вот умный мещанин или дворянин благородных кровей подобных эмоций не испытывает.
Поэтому когда дворяне поехали на мировую войну номер ноль и, взяв Париж, где не бывает зимы и где кругом Европа, красота и ценности свободы, вернулись обратно в промозглый Ленинград, то тут же устроили революцию. Неудачно, правда. Но время выбрали правильное — декабрь. У нас вообще все революции приходятся на долгую зиму с октября по март.
Летом русский человек революций не устраивает.
Или вот два мещанских отпрыска открыли пальбу из охотничьего ружья в Пскове. Вы думаете, они в полицейских стреляли? В родственников? Нет, они в них даже не попали. Потому что они целились в зиму, мрак, отстой, безысходность и отсутствие урбанистики. В Россию.
А разгадка одна: нечего несовершеннолетним показывать европейские ценности. Что нынешним детям, что декабристам. Ведь русские недопросвещенные дворяне начала XIX века — те же самые несовершеннолетние в точном кантовском смысле, невменяемые, люди, которые не в состоянии нести за себя ответственность, не граждане, а — подданные.
Нельзя им показывать чистенькие города, произведения Микеланджело, аккуратные бараки концлагерей, такие милые, что там хочется остаться жить навсегда, а еще — привычно улыбающихся прохожих и готовых bistro принести тебе устрицы и хамон. А какое в Германии пиво! А какое в Италии вино! А какие во Франции женщины!
В общем, нельзя нам на Запад, тем более с детьми, а то насмотрятся на вечное лето курорта «Европа» и потом домой не хотят, а как приедут сюда, так сразу с наступлением отопительного периода хватаются за ружье или выбрасываются из окон.
Впрочем, все это досужие домыслы.
Наивная теория в духе охранительской версии народничества. Вот вам пример, который опровергает теорию пропаганды западного образа жизни в качестве мотива для противоправных действий — революций, бунтов, демонстративных самоубийств и прочих неожиданностей, что выкидываются несовершеннолетними.
У друзей есть дочь. Дочь еще не вошла в возраст псковских Бонни и Клайда, но за границей бывает регулярно. И вот, значит, случилась недавно с нею такая история. Прямо у ворот Мордора, в аэропорту Шереметьево на паспортном контроле. Место, где заканчивается отпуск, командировка в прекрасные страны и начинаются серые будни российских многоэтажек.
Двое орков, охранников у врат Мордора, в форме пограничников и при исполнении о чем-то громко спорили, используя нецензурные выражения.
Родители ангелического чада было потребовали у орков книгу жалоб и предложений или хотя бы начальника смены, дабы засвидетельствовать их неподобающее поведение, в особенности при малых детях. Но… были остановлены ребенком. Он отвел папу с мамой в сторону и злобно прошипел: «В России все хорошо! Не смейте жаловаться! Россия — самая лучшая страна на свете! В России самые лучшие люди!».
Ну, что же, не устами ли младенца глаголет сама истина?
Но куда важнее иное.
Что показывает псковский кошмар?
Родители и профессиональные психологи не справились с подростками, а полиция повела себя так, что оставила сомнения в том, что не виновата в смерти детей. Он со всей наглядностью демонстрирует тот факт, что мы пока еще не достойны собственных детей.