Пока же они имеют право подавать документы только в одно высшее учебное заведение и на одну специальность
Инвалиды составляют всего 0,38 процента от всех студентов России, при этом четверть из них не заканчивает обучение. Таковы данные мониторинга доступности высшего образования для граждан с ограниченными возможностями здоровья, которые привела в пресс-центре «Парламентской газеты» член Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Екатерина Курбангалеева.
Исследование дало комплексную оценку процессу обучения инвалидов с точки зрения вузов, органов государственной власти и самих учащихся. «Мониторинг такого масштаба проведён впервые, — пояснила Екатерина Курбангалеева. — Исследование Центра «Особое мнение» совместно с членами Общественной палаты и при поддержке Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов охватило 169 вузов, из которых 75 подведомственны Министерству образования, 48 — Министерству культуры, 46 — Министерству здравоохранения». Эксперты выяснили, что лишь каждый 33-й инвалид в возрасте до тридцати становится студентом, тогда как среди их сверстников, не имеющих ограничений по здоровью, учащимися вуза является каждый пятый.
Чтобы поступить в вуз по квоте, абитуриент с ограниченными возможностями здоровья должен дополнительно к стандартному пакету документов предоставить оригиналы справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА), которая сегодня выдаётся в единственном экземпляре. «Из-за этого такие абитуриенты могут поступать по упрощённой схеме только в один вуз и на одну специальность. Мы предлагаем — и Министерство образования поддерживает эту инициативу — увеличить количество вузов для льготного поступления граждан с ОВЗ», — продолжила Курбангалеева.
Большой проблемой остаётся и ограничение на получение определённых специальностей — в справке бюро медико-социальной экспертизы может указать конкретный вуз и специальность, которую может изучать абитуриент-инвалид.
22 февраля Госдума в первом чтении приняла поправку в закон об образовании. Согласно ей инвалид получит не справку с указанием определённого института, а документ, подтверждающий отсутствие противопоказаний на обучение по выбранной специальности и направлениям подготовки, сообщила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Любовь Духанина. «Думаю, что документ спокойно пройдёт последующие чтения, и ребят с ОВЗ уравняют в правах с абитуриентами с нормами по здоровью», — отметила депутат.
Член Комитета Совета Федерации по социальной политике Эдуард Исаков и вовсе предлагает отказывать в аккредитации вузам, в которых не создана безбарьерная среда. «Только это заставит ректоров задуматься», — считает сенатор.
Проблема, по данным мониторинга, действительно стоит остро: в более чем трети вузов (36 процентов) «доступная среда» развита слабо или вовсе отсутствует. Многие институты, особенно региональные, просто не могут себе позволить закупить специальную технику — та же клавиатура для слепых стоит 500 тысяч рублей, а один учебник со шрифтом Брайля — в районе 200 тысяч. Не хватает и квалифицированного персонала — глухие не могут пройти вступительные экзамены из-за отсутствия сурдопереводчиков в вузах. Да и медицинское сопровождение инвалидов есть только в 46 процентах высших учебных заведений.
«Поэтому представляется целесообразным расширить функционал ресурсных учебно-методических центров, дополнив его инженерно-технической и кадровой составляющей», — предложила Екатерина Курбангалеева.
Единственным инструментом информирования абитуриентов-инвалидов о возможностях обучения оказались сайты вузов, рассказал глава Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак.
«Однако, по результатам исследования, только 14 процентов институтов публикуют на порталах список необходимых для поступления инвалидов документов, лишь треть размещают информацию о доступной среде и средствах обучения граждан с ОВЗ», — привёл данные эксперт. Поэтому общественники предлагают ввести единый стандарт для версий вузовских сайтов, посвящённых обучению инвалидов. Свои инициативы эксперты направят в Правительство и профильные ведомства — реализация этих предложений, по мнению членов Общественной палаты, создаст в вузах инклюзию «без иллюзий».
Источник: Парламентская газета