31 марта, понедельник

Массовая культура на службе исторического ревизионизма

25 марта 2025 / 12:48
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве РФ

Известно, что массовая культура может менять будущее. Не стоит недооценивать роль западной массовой культуры конца ХХ века в крахе реального социализма и распаде СССР. Однако массовая культура может менять и прошлое….

В 1991 году на экраны советских телевизоров вышел сериал «Неизвестная война». Это был перевод на русский американской версии сериала, созданного еще в 1978 году советско-американской съемочной группой и известный у телезрителя как «Великая Отечественная». Ничего особенно «неизвестного» для нас в этой двадцатисерийной ленте не было, чего нельзя сказать об американском зрителе. Фильм имел на Западе оглушительный успех прежде всего потому, что уже к концу 1970-х годов в сознании рядовых американцев роль Советской России в победе над нацистской Германией сводилась практически к нулю. Такова была реальность Холодной войны, и нужно было так переписать историю, чтобы у рядового американца сложилось впечатление, что лишь США и их западные союзники были на «правильной стороне истории».

Первую скрипку в создании подобного массового мнения сыграл кинематограф. Голливуд поставлял в кинотеатры массу военного кино, где прославлялась роль американского солдата в победе над фашизмом. Ни о каких русских в этих фильмах ничего не говорилось.

Центр политического анализа и социальных исследований продолжает публикацию курса эссе историка и политолога, доцента Финансового Университета при Правительстве России Павла Данилина. Курс разработан в рамках реализации проекта «Борьба с историческим ревизионизмом и противодействие попыткам фальсификации истории», признанного победителем конкурса грантов Мэра Москвы в категории «Наше наследие» для социально ориентированных некоммерческих организаций в 2024 году.

Массовая культура, в особенности ее нарративные жанры от кинематографа до массовой литературы и вплоть до экскурсий и музейных выставок является мощным оружием исторического ревизионизма. Массовая культура формирует сознание современного массового потребителя, в ответ возвращая уже на следующем витке требования коррекции истории профессиональных историков (учебники, монографии, диссертации) в соответствии с представлениями обывателя. Подобная механика обмена содержанием между массовой культурой, общественным мнением, элитарной культурой и исторической наукой позволяет выполнять то, что иногда называется окнами Овертона, а в профессиональной литературе – смещением оснований. Но суть одна – в течение ряда поколенческих циклов то, что считалось исторически верным для одного поколения носителей исторической памяти, уже таковым более не является для другого.

Эксплуатация подобного механизма позволила, например, Японии реализовать три цикла ревизионизма с 1950-х до наших дней, постепенно убрав из массового сознания и учебников ответственность за преступления японского милитаризма. Сегодня на службе японского исторического ревизионизма находятся даже такие «детские» жанры как манга и аниме.

В 2013 году на экраны вышел немецкий трехсерийный художественный фильм «Наши матери, наши отцы». Фильм получил массовую аудиторию, - каждая серия собрала при первом показе около 7 млн телезрителей - и полярные оценки. Если для одних комментаторов этот фильм разрушил межоленческое табу в немецком обществе на обсуждение ответственности немецкого народа за совершенные преступления, то другие увидели в нем явные ревизионистские элементы. В частности Красная армия и в целом русские как будто бы сошли с пропагандистских плакатов времен III Рейха, эти «орды с Востока» в фильме массово насиловали немок и совершали множество других преступлений. МИД РФ даже пришлось выступить с официальным заявлением, указав на «неприемлемость попыток ставить на одну доску … массовые зверства гитлеровских войск и имевшие место отдельные эксцессы со стороны советских военнослужащих».

Случай немецкого сериала отнюдь не единственный, скорее включение элементов ревизии стало нормой для современной западной массово культуры. Поэтому нужно быть максимально бдительным при потреблении подобной развлекательной продукции.


тэги
читайте также