8 января, среда

Магический капитализм: взгляд с экрана

01 июля 2025 / 07:21
писатель, публицист

Технопублицист Александр Бауров о том, какой урок нам преподносит второй сезон популярного сериала "Аркейн".

 

Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

Артур Кларк

В предыдущее десятилетие в мировом кинематографе случилась вспышка довольно удачной социальной фантастики в стиле антиутопии: «Суррогаты» (2009), «Время» (2011), «Элизиум» (2013), цикл фильмов «Голодные игры» (2012 – 2015), «Алита: Боевой ангел» (2019) и несколько десятков менее известных фильмов. Всех их объединяла в той или иной степени тема социального расслоения общества и соответствующей территориальной сегрегации: богатое («зажравшееся») меньшинство «Верхнего города» с роботизированными системами обслуживания, обитающее за забором из высокотехнологичных систем безопасности, и нищее большинство, прозябающее в гетто-концлагере «Нижнего города», переживающее экологическую катастрофу, массовую наркоманию с представителями отпетых криминальных авторитетов во главе, при этом частично или полностью коррумпированным со стороны наиболее жестоких представителей элит «Верхнего города». Собственно эксплуатацию или сырьевой грабеж чаще всего сценаристы выводили за кадр (непосредственно подобное нашло место лишь в «Элизиуме») или давали в форме очень обобщенной метафоры («Время»). В тот же период миграция данного образа, постепенно приобретавшего черты канона, стала происходить даже в устоявшиеся вселенные киномифологий ХХ века. Так «пострадал», к примеру, VIII эпизод «Звездных войн» «Последние джедаи», ставший самым кассовым фильмом 2017 года.

Казалось бы, удивляться не приходится - левая часть голливудских сценаристов (условно маргинализованная правая снимает из подполья, помогая Клинту Иствуду дожить до ста лет) давно участвует в формировании глобальной повестки, не скрывая этого, и для нее нет ничего проще, чем вставить заложенные в техзадании пункты в любую историю. Особенно, если история является гротеском на существующую вне экрана реальность. Будем называть этот метод программирования будущего «сценарным ТЗ» и попробуем выяснить кого эта система видит своими врагами, а кто ее бенефициар?

Территориальная сегрегация очевидно демонстрируется из ядра мир-системы в большей степени для западного зрителя, чем для жителей бедных стран мира, которые могут увидеть чудовищное неравенство и не на экране, просто выйдя на улицы Киншасы, Бейрута, Мумбая или Мехико - им интереснее смотреть кино про «Верхний город». Тогда как жителям центров глобального запада, особенно его преуспевающим обитателям, показывают «Нижний город». Кино проще воспринимается в качестве проекта будущего, если он «почти про настоящее». А не верите? Что ж - пересмотрите кадры безжалостного израильского вторжения в Палестину и соседние страны вместе с кинохроникой иррациональной жестокости исламистского террористического интернационала.

Сегодня сюжетный канон Голливуда (да и не только) стремительно избавляется от образа белого принца/отставного агента/ученого в качестве главного борца с несправедливостью, крепкие белые мужчины в пролете. Их повсеместно заменяют женщинами-героинями (положительными и отрицательными), разнообразием рас и выдуманных существ (тут дальше всех пошел сериал «Карнавальный ряд» (Carnival Row, 2019-2023), и, конечно, обязательно присутствуют представители сексуальных меньшинств.

В полном соответствии с этим трансформированным каноном выстрелил и свежий «Аркейн» (Arcane: League of Legends, 2021 - 2024) — мультипликационный сериал в жанре приключенческого фэнтези по вселенной игры «League of Legends». Мультсериал был произведён французской студией Fortiche под управлением американского разработчика видеоигр Riot Games и выпущен на стриминговом сервисе Netflix. Сериал сразу же завоевал любовь зрителей по всему миру: как нам любезно подсказывает wikipedia: «сериал установил рекорд просмотров на Netflix в течение недели после премьеры, заняв первое место в чарте топ-10 в 52 странах и второе в США». Безусловно это самый популярный аниме-сериал последних лет в глобальном медиаполе. Это мощная «серебряная пуля» авторов «сценарного ТЗ». Невероятно сложная насыщенная рисовка, уводящая зрителя от канонического аниме к почти кинематографической реалистичности и обратно. Никогда компьютерная графика в «не кино» - не создавала настолько реалистичные кадры. Кажется, наш взгляд дрожит вместе с телом героя, а его кровь пульсирует в ваших жилах. Потрясающий саундтрек, запоминающийся вступительный интро от группы Imagine Dragons. Все это уже превращает «Аркнйн» в выдающееся произведение, которое по подаче не имеет себе равных. Что же в части контента: всё прекрасно, все по описанному выше канону, все по мейнстриму.

«Верхний город» - Пиллтовер представляет собой смесь стимпанка и магического капитализма, он управляется олигархией из богатых и выдающихся личностей (глава Академии). Это город инноваций с главным праздником – «Днем прогресса». Мы видим город чаще всего на закате или в полдень, видимо там как-то справились с плохой погодой, хотя город стоит в дельте крупной реки на берегу моря (как и все богатейшие города реального Запада). Краски «Верхнего города» яркие и насыщенные: золотистые, кремовые, желтые, красные, синие у солдат - которых называют «миротворцами». От мрачного «Нижнего города», Зауна, его отделяют мосты. «Нижний город» находится в упадке под властью непонятно чем торгующих картелей – то ли откуда-то добытым, то ли произведенным в нечеловеческих условиях рабами. Заун – перенаселенный город с повальным пьянством, наркоманией и многодетностью. Цвета нижнего мира: все оттенки химического зеленого, режущий глаз розовый, легкий голубой. Именно в эти последние цвета выкрашены волосы главных героинь-сестер: розовый у Вай и голубой у Паудер/Джинкс. Оба сериальных сезона между ними разыгрывается сложный сюжет из противоречий: то они вместе, то порознь; то идут до конца, то падают духом. Но, в конечном итоге, выживут «не только лишь все».

В обоих городах развивается наука. Собственно об этом и поставлен сериал - это его ключевая мысль наложенная на каноническую арку антиутопического противостояния «Верхнего» и «Нижнего» городов: Пиллтовера и Зауна. Развитие науки крайне опасно - с какого-то момента наука обращается магией, обеспечивающей бесконтрольной властью сомнительных персонажей.

В «Верхнем городе» могучие умы Академии придерживаются осторожности в части неведомых источников энергии и называя их магией или «аркейн» (местное слово, означающее все неведомое). Однако группа смелых естествоиспытателей создает новый источник энергии под названием Хекстек. Эти инноваторы из средних слоев общества тут же становятся объектами интриг и эксплуатации хозяев Пиллтовера. В то же время в Зауне стремительно распространяется новый тип наркотика природного происхождения под названием Мерцание, изначально созданного для боссов местной мафии бежавшими учеными из Пиллтовера. Мерцание превращает людей либо в атараксичных зомби, либо в разъяренных монстров, готовых рвать противников на части голыми руками. Оба эти открытия порождают ветви потенциальных технологий, открывая путь многомерному сюжету мира «Аркейн». В итоге Хекстек оказывается гораздо более опасным, чем Мерцание, с которым все борются, так как Хекстек воздействует не только на материю, но и на сознание, позволяя переносится в иные миры (параллельные тому в котором происходит действие). Но и Хекстек в свою очередь при определенных условиях может влиять на поведение человека.

Так незамысловато во втором сезоне (вышедшем совсем недавно в ноябре прошлого года) происходит резкий поворот сюжета от социального противостояния, которое получило весьма детальное и удивительно четкое описание в первом сезоне, к новой опасности, о которой ни элита Пиллтовера, ни вчерашние бандиты и героические повстанцы из Зауна и не подозревали. Этой опасностью становится некий распределённый интеллект на базе соединившегося с Хекстек-ядром человеком, ученым-инвалидом по имени Виктор.

Весь остальной гарнир для главного блюда из прежнего «сценарного ТЗ», именуемого иногда повесточкой, присутствует в полном виде. Белых мужчин практически не осталось, а те что есть - страдают. Именно они и открывают дверь бездне технологий. Зато в товарном количестве представлены чернокожие, женщины и некие существа. Одна из главных героинь оказывается лесбиянкой, одна из антигероинь – ярко выраженной доминатрикс. Вроде бы все на месте - но главное блюдо, контент, ключевая идея сериала между выходом первого сезона в ноябре 2021 года и второго в конце 2024 года круто изменилась. Теперь это не вопрос об ответственности за внедрение инноваций, а не алчность и слепота правящего класса «Верхнего города», никак не изменившиеся со времен падения Рима. Теперь это конкретная опасность связи человеческого и не человеческого сознания.

К сожалению, сценаристы второго сезона не смогли удержаться от одной из самых частых ловушек при конструировании сюжетной арки - инфляции возможного. Если первый сезон смотрится цельным так как с чем персонажи в него вошли, с тем же практически и закончили, за исключением появившихся по ходу дела инноваций, открывших путь к новым доходам олигархату Пиллтовера и еще больше разжегших их алчность. Но зрителю прямо сказано, что на подобное ушли годы, главные героини успели повзрослеть и повздорить. А во втором сезоне мы буквально за пару серий узнаем массу всего странного и невероятного: новые параллельные миры, новые странные и опасные технологии, новые типы магии, новое оружие и, наконец, мы узнаем, что приемный отец главных героинь несколько раз погибает и воскресает, причем в обличии различных чудовищ. Список событий, которые не показываются, а рассказываются можно продолжать и продолжать: главная героиня перекрасилась и в прямом смысле, и в смысле политической ориентации, но сохранила сексуальную - лесбийскую. С учетом подобной инфляции возможного можно было ожидать вообще какого угодно финала. Зрителю уже все равно, что за чудовище вытащат авторы из цилиндра вместо зайчика. Благодаря этому второй сезон оказывается значительно слабее первого. Вместо связной цельной саги классического противостояния мотивированных антагонистов нам внезапно предлагают мелконарубленный винегрет противоречивых событий с постоянно добавляемыми новыми вводными. Полный поворот от классического сюжета противостояния двух миров к алармизму по поводу создания сильного и сверхсильного искусственного интеллекта будет завершен за пару серий.

Как и с социальным нарративом 2010-х, когда вместо ответа на вопрос как преодолеть социальные противоречия «сценаристы ТЗ» предлагали зрителям просто увеличить в принимающем решения конклаве долю представителей расовых и сексуальных меньшинств, после чего конфликты во всех фильмах самопрекращались, так и теперь. На самом деле все люди братья и никакого социального конфликта больше нет. Все дело в плохой магии - в сильном искусственном интеллекте, вышедшем из под контроля. Вот победим сильный ИИ и заживём! Тот факт, что рывок за магией/технологиями организовали именно хозяева «Верхнего города», из алчности снявшие контроль над научными разработками, остается вынесен за скобки.

Магию или технологии захотели подчинить стремлению к наживе, итог оказался плачевным. Казалось бы, это не такой уж бессмысленный тезис для тех, кто смог просмотреть восемнадцать серий высококачественной яркой и запоминающейся видеообертки. Но что он говорит относительно состояния "сценаристов ТЗ", которые формируют образ будущего?

Во-первых, они, очевидно, опасаются, что сверхсильный ИИ будет создан в ближайшее время. Что из-за какой-то глупости он выйдет из-под контроля, и не будет считать безопасность людей или свободу их выбора сколько-нибудь значимой ценностью.

Во-вторых, это говорит о том, что в сознании масс разрыв между естествоиспытателем и магом стремительно сокращается. Казалось бы, подобное предсказывал еще Артур Кларк в далеком 1962 году в книге «Черты будущего». Но все-таки в мире модерна ученый не становился таковым в одночасье – требовался долгий и непростой путь от школьной скамьи до статуса звезды мировой науки. Причем путь этот, по сути, был открыт любому - каждый может попытаться, получится ли из него Королев, Курчатов или Оппенгеймер с Фон Брауном.

Сейчас же на наших глазах культивируется своего рода крафтовый подход к естественнонаучным знаниям, как к занятию каких-то особенных людей, которые получают знания не массово в индустриальном университете, а индивидуально от учителя к ученику. Теперь ученый преподносится как маг. Его знания и способности непонятны и недоступны обывателю, наукой должны заниматься специальные люди и т.д. Для обывателя банальный айфон - это уже источник чудес, некий артефакт, а не коробка с технологиями на базе кремниевых вычислительных машин и хранилище зашифрованной информации. И именно такой образ будущего нам дарят создатели «Аркейн» и подобных продуктов. Главная особенность подобной идеологии состоит в том, чтобы в реальности отделить зрителя от возможности эту реальность изменять. Будущее, оставленное на произвол магов, зависящее от результата «битвы экстрасенсов», деактивирует энергию масс, поскольку они, как минимум, перестают спрашивать, почему великое знание естественных наук стало (или станет благодаря новому ТЗ) уделом немногих? Как можно сопротивляться чему-то сложному, если это сложное не понимаешь, да и не пытаешься понять. Таким образом, главная инновация «сценарного ТЗ» в описании будущего - это максимальное снижение желания заниматься наукой. Наука - это очень опасно и лучше бы ее прогресс немного притормозить. Полагаю, в ближайшие годы мы увидим новые волны технофобии и техноалармизма, и не только по поводу сильного ИИ.

Многие люди не верят, что «сценарное ТЗ» глобально, мол это чистая конспирология, но заметим: схожие продукты удивительным образом, нога в ногу, появляются и в нашей стране, казалось бы провозгласившей курс на антизападную деколонизацию. За месяц до премьеры второго сезона «Аркейна» вышел первый сезон отечественного сериала «Последний Богатырь. Наследие». Главный антагонист сказки, колдун, вводит все население Белогорья в заморок - мир иллюзий, где они всегда были бы счастливы. Совпадение со смысловым наполнением финала второго сезона «Аркейна» под 90 процентов. Так же некая сущность, которая должна отвечать пожеланиям людей, выходит из-под контроля и лишает их, за исключением горстки героев, свободы воли. Два совсем разных продукта, два разных потребителя - и одна сценарная арка. Но и это еще не все. В мае 2025 года в плотный график борьбы с сильным ИИ ворвется лично Том Круз с его отрядом «Миссия невыполнима» в восьмой части франшизы. Берегись ИИ, если не розововолосая лесбиянка Ви с ядерными перчатками, то уж Баба-Яга, Колобок и Итон Хант тебе точно задницу надерут!

Кому же это все выгодно? Кто заказчик атак на рост технологических компаний и их «магическую» привлекательность для обывателей и инвесторов? Для этого обратимся к списку наиболее богатых людей мира, актуальному на конец 2024 года. Его любезно предоставил нам дружественным телеграм-канал Evening Prophet.

Из десяти позиций в топе лишь две относятся к старым индустриям, занимая пятое и последнее место. Все остальные - ключевые инвесторы и основатели техногигантов, чья капитализация рванула на фоне огромной эмиссии во время COVID-19 и колоссальных, перегретых ожиданий от внедрения ИИ и роботизации на его основе. То есть ключевое отличие от индустриальных «буржуев» во фраках и цилиндрах, с которыми воевали левые в XIX и XX веках - это люди, представляющие собой по сути техномагов, которые предлагают бирже, а значит массам инвесторов, свой образ будущего. Они продают не товары и сервисы, а невероятные ожидания товаров и сервисов. Биржа - это ключевой инструмент долгосрочных инвестиций и главный барометр доверия в капиталистическом обществе. А значит, техномаги наступают. Они вербуют себе политическую платформу - MAGA вместо старых консерваторов из Республиканской партии. Их число растет, но оно пока все еще не велико и располагается в США по причине концентрации технонауки и венчурного капитала в одной юрисдикции.

И вот на фоне их наступления заказчики «сценарного ТЗ» начинают тщательно прививать нам технофобию и научный алармизм. Зачем? Вероятно потому, что опасность «разноскоростного» развития в США достигла критического уровня. Еще немного и страна просто порвется на несколько несвязанных обществ, на Пиллтовер и Заун. А каким будет этот разрыв и не приведет ли он к гибели величайшей капиталистической цивилизации новейшего времени? Заказчики «сценарного ТЗ» бьют в колокола! Давайте-ка все вместе замедлимся, стигматизируем ученых, притушим ожидания, дадим по тормозам перегретому поезду прогресса! Потому, что у руля его встали опасные и непонятные фрики, которые бог знает чего могут натворить. В этой борьбе с «магическими капиталистами» едины и академические приживалки демократической повестки из Scientific American, и сценаристы самого популярного аниме в мире, и снайпер, чудом не простреливший голову политического аватара техно-магов - Дональда Трампа, и те люди, кто отправил этого снайпера на дело 13 июля 2024 года.

Чем закончится эта борьба, предсказать сложно. У человечества есть наглядный опыт регулирования опасных технологий: успехи в нераспространении оружия массового уничтожения, запрет на большинство технологий клонирования и т.д. Но смогут ли ответственные политические силы всего мира решить проблему регулирования технологий прежде создания сверхсильного ИИ, или ужасные варианты будущего, которые навязывает «сценарное ТЗ» с кино- и телеэкранов перекочуют в жизнь? Чем кончится беспрецедентный алармисткий удар для научного сообщества всего мира? Как этот, по сути, этический кризис пройдется по политической системе Соединенных Штатов? Давайте надеяться на лучшее…


тэги
читайте также