5 ноября, вторник

Кровавая гекатомба в небе над Донецком

18 июля 2014 / 01:12
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Самолет только что рухнул около Донецка, добраться до его останков невозможно, а уж украинским властям — тем более. Однако замминистра точно знает, из чего был сбит самолет.

Кто сбил Боинг, летевший на высоте 10 км над территорией Украины, пока не известно, но уже очень скоро это перестанет быть тайной. И выяснившиеся подробности, конечно, способны будут ужаснуть кого угодно, какой бы ни была правда. Что же до того, как оценивать эту ситуацию, пока у нас на руках нет неопровержимых доказательств вины той или иной стороны во внутриукраинском конфликте, то давайте зададимся вопросом: кому выгодно?

Действительно, кому?  Qui prodest?

Правда, прежде чем отвечать на вопрос классиков латинской юриспруденции, следует оговориться, что, в кои-то веки, киевская хунта не поспешила во всем обвинить Россию. Настораживающий факт, не так ли? Ведь для нынешних бандеровцев Россия виновата во всем — и в том, что снайперы «Беркута» стреляли в народ (провокаторы ФСБ, понятное дело), и в том, что из толпы стреляли в бойцов Беркута (тоже провокаторы ФСБ постарались). В киевских СМИ убеждали публику, что в Одессе сожгли дом профсоюзов и сотню человек также агенты ФСБ. Затем логика оправданий поменялась — и украинцам начали рассказывать, что сгорели именно, что агенты ФСБ, которые сами же себя и сожгли.

Я, кстати, ничуть не шучу. Это все очень серьезно — именно так говорят и думают в Киеве власть имущие. Чтобы проверить — посмотрите, как объясняли в МВД Украины нападение на министра Авакова? «Провокация агентов ФСБ», прочитаете вы в заголовке. Если вы поинтересуетесь, что ответил премьер Яценюк на справедливые требования населения о своевременной выплате зарплат и пенсий, то услышите, что подобные требования могут раздаваться только из уст агентов ФСБ. Собственно, не открываю Америки — чуть раньше меня об этом же написал мой коллега, обозреватель ТАСС Андрей Низамутдинов.

Так вот, тревожное и настораживающее явление, сопутствовавшее сегодняшней катастрофе — советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко обвинил в том, что самолет был сбит — отнюдь не Россию, а своих же сограждан — украинских ополченцев. Повторюсь — впервые за долгое время Россия не оказалась прямо виновата в бедах, происходящих на Украине.

Косвенно, конечно же, украинцы тут же постарались возложить вину и на Москву, заявив, что самолет сбит из ЗРК «Бук», который силам сопротивления поставили, якобы, из России.

Отмечу странную осведомленность г-на Геращенко относительно того, из какого вооружения был сбит Боинг, летевший из Амстердама. Самолет только что рухнул около Донецка, добраться до его останков невозможно, а уж украинским властям — тем более. Однако замминистра точно знает, из чего был сбит самолет. Из единственного «Бука», который, как говорят в Донецке, в реальности — комплекс «Игла», захваченный ополченцами у украинских военных.

Стоит отметить, при этом, что в ВС Украины осталось еще 59 «Буков». А еще на вооружении Украины стоит 125 ГРАУ 9К33, в просторечии «Оса», также способных сбивать высотные цели. Есть у Украины также 30 С-300ПС, а также вроде бы снятые с вооружения С-200В и С-300В1. Сняты ли в реальности эти комплексы или нет, неизвестно. Тем более, что и у С-300ПС гарантийный срок вышел в прошлом году. Тем не менее, на вооружении они находятся до сих пор.

И вот здесь, если честно, не могу не вспомнить, что у Украины, пожалуй, одной из немногих стран мира, есть опыт применения С-200 по гражданским самолетам. 13 лет назад — 4 октября 2001 года над Черным морем залп украинского ЗРК С-200 уничтожил самолет ТУ-154-М и 78 человек, находившихся на его борту.

Немного о теории вероятности и логике. У Украины есть 125 «Ос», 60 «Буков», 30 С-300 и 12 С-200. Все это  еще советского производства, с отслужившими сроками. У руководства Украины бесноватые и сумасшедшие люди (вспомним, что они делают с собственными гражданами, и, надеюсь, ничего доказывать не надо). При этом, власти Украины санкционировали полет Боинга над Донбассом, где идут бои, в том числе, и в воздухе. Где ПВО ополчения постоянно сбивает самолеты и вертолеты хунты. Самолет идет на высоте 10 км.

У ополченцев (говорят) единственный «Бук» (повторюсь, в реальности - «Игла»), который, отлично сбивает на низких высотах штурмовиков с вертолетами и неплохо распознает форматы цели. Да, он старый, но отличить гражданский от военного — способен. А вот сбить самолет на высоте 10 км — нет. Для этого необходимы машины посерьезнее — те же С-200 и С-300.

Боинг входит в зону боевых действий, и тут же оказывается сбит, падая в окрестностях Донецка. Посмотрим на карту противостояния: выясняется, что ДНР и ЛНР — довольно таки тонкая пленка территорий, прижатая к границам России. Вряд ли ополченцы стали бы тратить ракеты, заранее целя в приближающийся гражданский самолет. А вот с украинской стороны вполне мог последовать залп вдогонку, тем более, что и вооружение позволяет.

Теперь же ответ на вопрос — кому выгодна ситуация. Ответ один — выгодна она Украине. Блокированные в аэропортах Луганска и Донецка боевики национальной гвардии давно вывели из строя навигационное оборудование. Летать над ДНР и ЛНР, тем более, в ходе боевых действий — смертельно опасно. Однако Украина спокойно выдает соответствующее разрешение малазийскому лайнеру. И происходит это на фоне страшного поражения, понесенного военными и наемниками Киева, проводившими АТО.

С одной стороны — внимание украинской публики отвлекается от рефлексии по поводу поражения. С другой стороны — сопротивление выставляется в глазах международного сообщества в виде зверя. Очень напоминает это события 1983 года, когда ЦРУ заставило летчика южнокорейского Боинга залететь к нам, а затем обвинило нас же в неспровоцированном нападении, продемонстрировав на заседании Совета Безопасности ООН подделанные записи переговоров пилотов. Провокация вскоре была разоблачена, но осадок, как говорится, остался.

Так же и сегодня — для хунты не имеет значения, что будет завтра. Главное — как объяснить уже состоявшееся поражение заказчикам на Западе и народу на майдане. Если объяснить не получается, то приходится отвлекать внимание. И тут нет ничего лучше, чем массовая — в 300 человеческих жизней публичная гекатомба.

Эрго: гибель Боинга — на руку нынешним лидерам Украины. Планировали ли они подобное, организовывали ли катастрофу, приложили ли руку косвенно — неизвестно. Но выгоду она несет лишь хунте и никому больше.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также