29 марта, пятница

Коронавирус, я люблю тебя!

18 марта 2020 / 18:52
философ

Словенский философ обсуждает Джорджа Клуни, популизм и почему демократы предпочитают Трампа Берни.

"Ок, давайте поговорим, хотя я болею. (НЕТ, не вирус!)" Так начинается часовое телефонное интервью со Славоем Жижеком

Как только я поблагодарил Жижека за уделенное время, он тут же подчеркнул: "Не ждите слишком многого. Это не вирус… хотя откуда мне знать, у меня полно симптомов вируса, но надеюсь, что это не он".

"У меня эти симптомы уже много лет", - он отметил, - "ну вы знаете, я сморкаюсь все время, и так далее".

Мы собирались обсудить подготовленный к выходу в свет сборник его статей под названием A Left That Dares to Speak Its Name, который семидесятилетний философ считает своей самой простой для чтения книгой за последние полвека.

Но Жижек куда больше хотел поговорить про коронавирус COVID-19.

"К Европе приближается идеальный шторм", - говорит он, прежде чем спросить: "смотрел ли я этот дурацкий фильм про рыболовецкий траулер?"

"Фильм с Джорджем Клуни. Он назывался "Идеальный шторм". Вы знаете определение идеального шторма? Это когда бедствия, типа урагана отсюда и шторма оттуда, объединяются и их совместный эффект резко увеличивается", - объясняет Жижек. "Я полагаю, что к Европе сейчас приближается идеальный шторм".

Одно из таких бедствий, согласно Жижеку, коронавирус.

"Я его не замечаю, пока он не случится прямо тут. Все официальные заявления начинаются с "Нет причин для паники, не паникуем!", а потом все, что они вам говорят, является основанием паниковать", он сказал, прежде чем отметить, что последствия коронавируса для здравоохранения и экономики одновременно могут серьезно навредить Европе".

"Если добавить к этому возможность появления новой волны мигрантов, то вы получите идеальный шторм. И я полагаю, что Европа настолько ослаблена, что она не сможет отреагировать единым образом, как раз то, что я имею в виду, когда я говорю о том, что коронавирус дает нам новый шанс на коммунизм". И продолжает: "Безусловно, я не имеют в виду старомодный коммунизм. Под коммунизмом я имею в виду просто напросто то, что требует Всемирная организация здравоохранения. Нам нужно мобилизоваться, скоординироваться и так далее… как, господи, это же очень опасная ситуация. Они говорят, что в этой стране не хватает масок, респираторов и так далее. Мы должны относиться к этой ситуации как к войне! Нам нужна определенная европейская координация… возможно военная мобилизация. Все это можно сделать, и это даже подстегнет производство".

"Я имею в виду, что нужно сохранить хорошие черты капитализма, но только лишь посредством координации государства и гражданской мобилизации. И не только из-за коронавируса, но и по поводу экологического кризиса, мигрантов и так далее".

А что насчет политики по ту строну Атлантики? Вот, что считает Жижек по поводу предвыборной гонки за номинацию-2020 от демократов: "Мои старые аналогии толко лишь укрепились последними событиями. Неужели не ясно, что месседж истеблишмента Демократической партии "лучше Трамп чем Сантерс?"".

"Я заметил, что одной рукой они, назовем это "проблема избираемости". Истеблишмент Демократической партии говорит, что Берни Сандерс слишком радикален и так далее, так далее, но боже мой, а как тогда избрали Трампа?". Жижек продолжает: "Я думаю, что рассуждения типа "берегись, оставайся в центре, чтобы тебя избрали", больше не работают".

"У нас есть широкое социалистическое движение, которое приобрело серьезную поддержку в американской политике и медиамейнстриме, и крайне важно, чтобы его рассматривали в качестве серьезной силы".

Жижек продолжает тезисом, что истеблишмент Демократической и Республиканской партий стан "неразличим", отметив в качестве свежего примера недолгое участие миллиардера Майкла Блумберга в президентской гонке.

"Если истеблишменту демократов предложат выбор между Трампом или Сандерсом, они будут молчать, но фактически они отдадут предпочтение Трампу. Вот такова ирония сегодняшней политики".

Согласно Жижеку, президент Трапм ведет себя чересчур пассивно. В основании решения об уходе США из Сирии лежала грубая ошибка, как считает Жижек. Он описывает это решение как "один из самых катастрофических поступков, которые совершил Трамп".

"Он предал курдов", - говорит Жижек. "Они – главная жертва. Все хотят их выкорчевать. Я полностью разделяю симпатии к курдам. Не столько к курдам на севере Ирака, которые более консервативны, сколько к курдам на юго-западе Турции и на севере Сирии".

"Трамп взял и вышел в одностороннем порядке, в результате которой создалась новая ситуация, когда теперь там осталось только два партнера – Путин и Эрдоган, и очевидно, что целью обоих является… разрушить Европу. Европейское единство. Люди даже не замечают, что похожие события разворачиваются сейчас в Ливии. Россия заходит туда, поддерживая одну сторону, турки выступают на другой стороне гражданской войны, а потом они устроят сделку".

"Я думаю, что все это скоординировано. Например, как эти отношения угрожают Европе новыми волнами мигрантов, которые – а теперь это будет звучать угрожающе для леваков – но это так, я думаю, что новая волна мигрантов в Европу означает полную идеологическую и политическую катастрофу. Я за то, чтобы было больше мигрантов… но четыре года назад, когда прошла первая волна мигрантов, нужно было сделать это более организованным образом. А хаос приводит к тому, что не только Венгрия, и еще пара стран выберут популистов. Популисты просто постепенно завоюют Европу, и мы никогда не забудем, что за странный союз мы здесь сегодня наблюдаем".

С точки зрения Жижека, путинская Россия и Турция Эрдогана являются частью "новой Оси", которая в силу пассивности Европы "всегда может шантажировать Европу" одновременно нефтью и беженцами.

"Я шокирован пассивностью Европы", - говорит он. "Мы платим Турции 6 млрд. евро, чтобы они помогали беженцам. Я думал, что это отвратительный компромисс, но… OK. Тогда время, которое у нас было в течение четырех лет относительного мира в Европе мы должны были использовать для мобилизации не против беженцев, а для изменения этой ситуации… конечно, Европа может принять еще больше беженцев, но это не решение проблемы".

"Могущественные страны в этом регионе… Саудовская Аравия, Кувейт, Эмираты. Они просто не принимают никаких мигрантов. Почему тогда Европа? Почему не Саудовская Аравия, Кувейт, Эмираты? Богатые, могущественные страны. Им было бы нетрудно принять беженцев".

Относительно "левых популистов" Жижек скептичен, утверждая, что они предпочитают "писать прекрасные книги о том, как все пошло не так", чем действовать сообща.

"Я бы хотел видеть скромных реалистичных левых, у которых есть позитивное предложение о том, что нужно делать. Как, OK, по правде говоря, мы очевидно не можем выйти за рамки капитализма. Что с этим делать?" – говорит Жижек, и добавляет, что левым популистам нужно выработать способы "использования капиталистической механики"

Жижек говорит, что "взлет Трампа и популизма сигнализирует о конце старого либерального центристского консенсуса".

"Большинство разочаровалось в нем и мы уже не сможем просто вернуться к нему. Вот почему везде в Европе – Ле Пен, AfD и так далее – везде у нас творится этот популистский переворот", - говорит Жижек, прежде чем потребовать от левых "делать то же самое, что Трамп делает справа".

"Я помню, когда Трамп только начинал, люди думали, что он слишком раскалывающий. Нет! Именно так ты и побеждаешь!", - говорит он. "Хиллари проиграла потому, что пыталась сыграть в эту игру. "Мы должны сдвигаться к центру"… моральное большинство, молчаливое моральное большинство. Я думаю, что левые должны взять это на вооружение. Стратегия левых не должна быть "мы радикальны, мы провокативны, мы используем крепкие выражения на публике"… Я думаю, что левым, чтобы переизобрести себя, нужно представить себя следующим образом. Если под постмодерном мы подразумеваем непристойность, иронию, противоречивость, fake news и так далее, тогда Трамп по-настоящему постмодернистский президент, и я полагаю, что левым незазорно начинать кричать "нет, мы обращаемся не к некоей маргинальной группе, мы обращаемся к нормальным, скромным, обнищавшим простым людям"".

"Левым также нужно прекратить одержимость этим ЛГБТ-меньшинством, тем меньшинством и так далее и так далее. Я думаю, что эта одержимость различными образами жизни, меньшинствами, является по сути просто маневром избегать большие экономические проблемы".

"Классовая борьба возвращается", - утверждает Жижек, отмечая, что "два удивительных мегахита прошлого года - "Джокер" и "Паразиты" – оба являются фильмами о классовой борьбе".

Насколько цифровая эпоха может помочь рабочим в классовой борьбе, с точки зрения Жижека является вопросом "двусмысленным".

"С одной стороны интернет конечно открывает новое пространство непосредственной социальной координации. Вы можете непосредственно обращаться к миллионам", - объясняет Жижек. "Но с другой стороны, я думаю, тут начинается Джулиан Ассанж".

"Мы постепенно начинаем опасаться относительно того, до какой степени интернет находится под контролем, кто будет контролировать цифровое пространство? Это одна из решающих битв на сегодняшний день… Я думаю, что это цифровое пространство само по себе ни плохое, ни хорошее. Это просто еще одна арена борьбы".

Я спросил его о Нике Ланде и растущей популярности философии акселерационизма, которая утверждает, что капитализм и техника должны все больше ускоряться, чтобы спровоцировать общественные изменения. Кажется, Жижек ничего не знает о Ланде, но он тем не менее сказал: "Что я вижу хорошего в акселерационизме, так это неприятие идеи, что возможно противостоять глобальному капитализму посредством локального сопротивления за счет традиций. Некоторые из моих латиноамериканских друзей считают, что мы должны вернуться к древним племенным традициям и так далее, так далее. Нет. И я здесь остаюсь марксистом. Мы должны пережить радикальную модернизацию капитализма. Никакого пути назад нет".

14.03.2020, The Spectator

 


тэги
читайте также
колонка