21 ноября, четверг

Как Володин выключил "бешеный принтер"

17 января 2017 / 12:00
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Павел Данилин размышляет на примере "Рейтинга законотворцев" о том, что такое эффективность работы депутатского корпуса..

Рейтинг законотворцев, точнее, его анализ — это лучшее свидетельство того, что действия Вячеслава Володина по наведению порядка в деятельности Госдумы дают свой эффект. Речь то не о количестве законопроектов, а об их качестве, о том, что законопроекты должны проходить серьезное обсуждение на комитетах, подвергаться реальной экспертизе, а не быть «за все хорошее против всего плохого». И не в числе законопроектов дело. Вот, те же любители выхухоли внесли сразу в Госдуму порядка 50 законопроектов. Типа «мы обещали» нашим избирателям.

Ну внесли, молодцы, а какие из них будут приняты? Да никакие не будут, потому, что вы ж ни один из законопроектов даже не пропустили через серьезный анализ, какие последствия он будет иметь не только для бюджета, но и для, к примеру, социальной среды, на которую он ориентирован. Вот тот же законопроект о «детях войны», который предложили эсэры и который будет отклонен на пленарке. Вообще-то это не эсэровская тема, давайте так будем честны, а сворованная ими у коммунистов. Законопроект то изначально коммунисты двигали, а эсэры «примазались».

А почему будет отклонен? Потому, что вообще-то он предполагает разделять пенсионеров по сортам «родился до 45 года» - будешь пенсионером первого сорта, а после — второго сорта. Что совершенно не правильно. Это я уж не говорю о том, что совершенно не просчитаны бюджетные последствия для такового решения.

Впрочем, вернемся к рейтингу законотворцев.

Вот, кстати, о Справедливой России. 
Два тезиса: 
1. Лидером по числу внесённых самостоятельных законопроектов оказалась «Справедливая Россия», направившая в Госдуму все законопроекты из предвыборной программы, в большинстве из которых участвует лично Сергей Миронов. 
2. Самую бескомпромиссную позицию при голосовании за законы «бюджетного пакета» занимала «Справедливая Россия». У «эсеров» выше, чем у КПРФ, доля протестного голосования по «бюджетному пакету» (большинство фракции голосовало «против» 54% бюджетных законопроектов в каждом из основных чтений) и наименьший уровень поддержки бюджетных законов (голосование «за» по 23% бюджетных законопроектов).

Ничего не режет глаз? Вообще-то это крайне неконструктивная позиция — вносим все свои проекты, а за чужие чохом голосуем против. Вероятность того, что в такой ситуации твои законопроекты будут приняты — стремится к нулю.

Далее интересные факты: 

  • За два с половиной рабочих месяца Госдумы VII созыва с самостоятельными инициативами выступили 100 парламентариев (22% депутатского корпуса), что в 2,5-3 раза ниже показателей нескольких предыдущих сессий. 
  • Депутатское законотворчество стало менее индивидуализированным и в большей мере групповым – внутрифракционным, общефракционным, межфракционным или комитетским. 
  • После внедрения новых требований к качеству законопроектной работы темпы законотворчества снизились: доля инициатив, внесённых депутатами, снизилась с 50% до 40%. 
  • В 2,5 раза снизилась доля законопроектов депутатов Госдумы, возвращённых авторам или отозванных ими из-за несоблюдения регламентных требований (лишь 7,5% депутатских законопроектов сессии). 
  • В первую «установочную» сессию Госдумы в числе принятых законопроектов хотя бы в одном из чтений резко выросла доля правительственных инициатив (с 41% до 71%), а доля депутатских законопроектов снизилась с рекордных 46% в предвыборную сессию до 17%. 
  • В рамках выстраивания новой конфигурации отношений с исполнительной властью, депутаты не приняли сразу 3 правительственных законопроекта из «бюджетного пакета», вызвавших концептуальное несогласие в Госдуме. 
  • В Госдуме VII созыва отмечен значимый рост доли консенсусного голосования, объединяющего все фракции. В ходе 1-х чтений показатель консенсусного голосования осенью удержался на прежнем уровне около 62%. А в ходе 2-х чтений консолидированная поддержка законопроектов теперь встречается вдвое чаще, чем перед выборами - 55,5% принятых законопроектов (раньше этот показатель чаще всего не превышал 40%). 
  • Из 26 социально- экономических законов «бюджетного пакета» почти треть (31%) была принята консенсусным голосованием либо голосами трёх парламентских фракций из четырёх.

Ну что же, исходя из всех этих факторов, можно сказать, что первый шаг по усилению профессионализма работы и выстраиванию эффективной системы деятельности Госдумы, сделан вполне верно.

Посмотреть сам рейтинг можно тут

http://www.politanalitika.ru/wp-content/uploads/2017/01/Rei-ting-zakonotvortsev_01.2017.pdf


тэги
читайте также