15 апреля, вторник

Как нам реорганизовать Межрабпомфильм

13 апреля 2025 / 14:17
кинорежиссер

Переход видеокарт от режима унылого майнинга биткоинов в режим генерации контента нейросетями был столь стремительным, что реакция публики на эту трансформацию стала похожа на кессонную болезнь..

И в наибольшей степени недуг коснулся наиболее уязвимых групп биологических объектов. Тех, кто предполагал свою вечную занятость в сфере генерации контента. Но и в этой прослойке есть наиболее униженные и оскорблённые существа. Самый капиталоёмкий сектор генерации контента (из всех искусств, как говаривал Луначарский, для нас важнейший) - это, конечно же, индустрия кино. Нынешнее «многокартинье» совмещённое с падением ликвидности, плохо влияет на людей, занятых в отрасли «смотреть – есть не думать».

И ладно бы, когда в растерянности пребывают актёры-режиссёры, они люди по определению, скорее эмоциональные. Но и в сфере кинокритики выросло что выросло, инфанты на полном серьёзе обсуждают, как им организовать профсоюз кинокритических работников клавиатуры. На дворе 2025 год, посещаемость кинотеатров падает, тик-ток доводит зрителей до невозможности смотреть видеоряд (причём вертикальный) больше 15 секунд, а у «аналитиков – профессионалов индустрии» других забот нет. С тем же успехом можно городить союз защитников прав расклейщиков объявлений. Или профсоюз карбюраторщиков. Что за выпускники коррекционной школы генерируют такие планы? Нейросети на их фоне выглядят как-то посуразнее.

И не сказать, что туземные борцы за развитие странного медиа «синема» были образцами регресса. Ведь их зарубежные аналоги тоже созрели до необходимости номинировать на «Оскар» каскадёров с 2028-го года, ничуть не задумываясь о том, останется ли к этому сроку как само кино, так и один из функционалов при нём. Аудитория американской кинопремии тоже не расширяется, и теперь стало понятно, почему. Мало номинаций, надо больше. Уровень аналитики понятен, РФ не в одиночестве на этом празднике жизни. Зато ясно, в какой профессиональной группе можно грузить оптимистов бочками.

Что ж, с печальной юдолью движущихся изображений и лидеров его продвижения разобрались, теперь бы понять, камогрядеши, как может выглядеть «уход в лес» в городе для тех, кому ещё чем-то мило это искусство, кажущееся мёртвым ещё со времён массового отказа от плёнки. И для начала нужно в очередной раз констатировать нерешаемые противоречия между зальным и платформенным просмотром, кино и сериалами. Кино – это рок-н-ролл, сериалы – это рэп. Непонятной раскорякой между ними становится к-поп, но может, как раз и понятной. Не просто так корейцы захватывают экраны что «Анорой», что «Игрой в кальмара».

«Платформы» и безналичный расчёт уже вывели из кинооборота такие жанры как «эротический триллер», такую же комедию, заодно и большие ограбления банков. Брутальные мужики не в почёте, надо больше инцелов и полупокеров типа Тимоти Шаломе. Совсем беда с фантастикой и постапокалипсисом. Непонятно, что с боевиками, по идее, если в начале фильма выкинуть смартфоны, то вроде пострелять можно. С другой стороны, с началом стрельбы должны прилетать дроны и тоже всех убить, на чём и конец фильма.

Тогда ладно, личный опыт. Мне, как самому безбюджетному производителю худо-бедно, но фильмов – всё-таки проще. Нейросети не конкурент, это они потом на моём творчестве тренироваться будут, а не я на них. Даже придумал свой творческий метод, снимать то, чего больше не будет. На фоне Болотных протестов (Смуthи в портрете ин100грамм). Или использовать как декорацию - пустую ковидную Москву (Горбатый Ковид). Чтобы зафиксировать приоритет, снял эпизод фильма даже в последний день работы клуба «Вермель» (14 февраля-2), и думал всё, на этом завяжу, но нет, пришлось опять влезать в процесс, потому что пока – никто, кроме меня. Но всем метод рекомендую: Сергей Семёныч реконструирует обильно локаций, доживающих последние дни – не убавится, твори, выдумывай, пробуй. Без бюджета всё проще, но есть заковыка. Монтаж потом будет длиться годами, и озвучка тоже. Этот путь не для слабых.

В качестве лирического отступления заметка на салфетке о том, как можно хотя бы микроскопически, но расширить количество горизонтального видеоряда, чем притормозить падение аудитории этого контента. Смешно, но тут на помощь может прийти ещё одна платформа. Студенческие (и не только) короткометражки лепятся, в основном, без бюджета, и без него же пропадают в забвении. При этом помощь в съёмках в Москве им оказывает московская же кинокомиссия и прочий дептранс. И этот странный потлач можно конвертировать в благое дело. Нужно спокойное приложение, куда загружаются плоды трудов творческих сорванцов. Коротышки сортируются по хрону и распределяются по времени, которое пассажир собирается провести в поездке. Попутно сепарировать микрофильмы на минорные-мажорные, грамурные-готичные, чтобы не приставать к клиенту с «вашими предпочтениями». Всяко лучше, чем предложение от бесплатного Вай-Фая ознакомиться со славянским гороскопом.

Все довольны. Студенты ростом аудитории, Дептранс рекламой похорошевших повозок, кинотеатры шансом на возрождение интереса к горизонталочке. Да и пассажир, уткнувшийся в смартфон, легче переносит тяготы и лишения поездки в общественном транспорте. Не совсем понятно, почему это не может придумать какой-нибудь креативный зумер, ну да ладно, печаль на тему «на кого страну оставим» - не сегодня родилась.

Ну и о сериалах, конечно. Самая грустная тема, этот рэп без бюджета не качает, а то, что качает с бюджетом – начисто убивает мозг. Сериальная деятельность — это диктат сценариста и продюсера, режиссёр в ней – примерно никто. Тут всё сложно, единственное, что пока придумалось это вернуться к началу нулевых, когда нон-фикшн звучало гордо, а симпатичные блондинки покупали брошюры «философия Сартра за 15 минут», чтобы не стесняться при произнесении слова «экзистенциализм». Пока родилась идея на основе фильма «Маркс bookpro» (были же времена, когда от замысла до его воплощения требовалось всего два дня, включая каст).

В этой незатейливой поделке, если лениво смотреть, Дед Мороз оказывается Марксом, и знакомит с основными положениями «Манифеста». Вот и незачем останавливаться, не Марксом единым. От Платона до Жижека, от фрейдизма до гендерной теории – массу философов реинтерпретировать можно, если времени для подготовки к съёмкам чуть больше чем полдня, и локаций чуть больше, чем одна. Пора затмить несравненный «Монти Пайтон», который никто не помнит, а он был. Для вящей красоты, финальный твист – оммаж киноклассике, вдруг какой синефил после просмотра родится. Контент и развлекательный, и образовательный, хотя и не очень совпадающий с устоявшейся ЦА сериалов.

Неизвестно, насколько это сможет снять кто-то, кроме меня, но на своей уникальности не настаиваю. Если, паче чаяния, этот нелинейный ответ кому-то интересен – то заходите. Хотя можно проводить интеллектуальные забастовки против нейросетей, дарю лозунг: «ChatGPT– дерьмо». Может получиться неплохой эстетический жест. Хотя нет, не может, нынешняя околоэстетическая генерация – всё утопит в этических соплях. Значит, нам нужна другая эстетика.


тэги
читайте также