19 июня, среда

Избежит ли Украина дефолта?

04 июля 2014 / 19:08
экономический аналитик

Дальнейшее ухудшение экономического положения Украины угрожает целостности государства.

В программном заявлении собрания Всемирного экономического форума (ВЭФ), состоявшегося в Киеве в ноябре 2013 года, было заявлено, что перед Украиной стоит дилемма: её уникальное географическое положение предоставляет возможность стать динамичным мостом между Россией и Европейским Союзом, но она в равной степени может быть разорвана противоречиями между Россией и Е. С. Известные события привели не только к смене власти на Украине и её ориентации на Запад, но и поставили множество вопросов о будущем экономики Украины.

Обзор недавних статей и мнений на Западе показывает, что любая оценка перспектив выстраивания отношений Запада с Украиной исходит из того, в каком состоянии сегодня находится экономика Украины.

Общая оценка как западных экспертов и политиков, так и самого правительства Украины единодушна в том, что страну поразил очередной глубокий экономический кризис.

Экономические проблемы Украины не проявились внезапно. Неправильно было бы винить в них одного только Януковича.

Фактически, Украина так и не смогла выйти из той экономической пропасти, в которую попала ещё при правлении Ющенко-Тимошенко в 2005—2009 годах. Падение объёмов ВВП и промышленного производства, очевидное снижение уровня жизни населения вновь стало обыденной реальностью на Украине. И вновь Украина в поисках выхода обращается к Западу, который в своё время не предпринял никаких реальных мер по спасению своих союзников — правительства оранжевых революционеров. (Об этом в 2009 году я подробно писал в своей работе "Оранжевый» удар по экономике Украины").

Факторный анализ экономической ситуации на Украине показывает, что сегодня перспективы её экономики достаточно туманны, потому что зависят от очень многих элементов. Кроме того, самым важным является то, сможет ли Украина установить долгосрочные и масштабные связи с Западом не только в политике, но и в экономике.

Сегодня одной из основных проблем украинской экономики является отсутствие оборотных средств и дефицит государственного бюджета как результат экономического кризиса, усугублённого масштабным и продолжительным выводом финансовых средств.

Так, по данным обозревателя Д. Бёкинга из журнала «Spiegel», за последние три года из Украины было выведено 70 млрд долларов США, а выданные государственные кредиты на сумму 37 млрд долларов США просто испарились. Российские же банки на Украине объявили о резком сокращении объёмов корпоративного и розничного кредитования.

Общий иностранный долг Украины оценивается в 80 млрд долларов США. При этом украинцам предстоит погасить кредиты, которые российскими банками были выданы порядка 28 млрд долларов США, а европейскими — 23 млрд долларов США.

У нового правительства Украины, рождённого на Майдане, нет никаких вариантов самостоятельного выхода из столь бедственного положения.

Вновь очевидна беспомощность таких политиков, у которых есть власть, но в распоряжении нет ни экономических знаний, ни квалифицированных экономистов. Единственное, на что оно надеется — это финансовая помощь Запада. Пока им запрашивается сумма в размере 15 млрд долларов США.

Примеры такой помощи, причём в значительных размерах, имеются. Это недавняя поддержка со стороны Европейского Союза и МВФ антикризисных мер в таких странах, как Греция и Испания. Однако Украина никак не может рассчитывать не то, что льготные, а даже хотя бы на аналогичные условия получения финансовой помощи.

Для Украины эти возможности ограничены. Основным субъектом финансовой помощи является Международный валютный фонд и Европейский Союз. Украина не является членом ЕС, поэтому не сможет получить помощь от Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС). Так что примеры недавней поддержки Греции и Испании в данном случае не подходят. Потребуется создание механизма получения помощи от стран ЕС и законодательное его утверждение, на что уйдёт какое-то время, которого у Украины и так нет. Проблема Украины состоит в том, что финансовую поддержку Запад, в принципе, может оказать, но только в рамках строго предусмотренных процедур. И никаких исключений для Украины, скорее всего, сделано не будет.

Предоставление помощи от МВФ как правило осуществляется в обмен на согласие провести радикальные экономические реформы. Поэтому уже сейчас, на предварительном этапе, рассматривается необходимость проведения ряда непопулярных мер, которые ухудшат положение населения, потому что включают в себя, в частности: бюджетный секвестр, т. е. сокращение расходов за счёт, в основном, социальных выплат; сокращение субсидий населению на газ и приведение тарифов на газ и тепло к рыночному уровню; сокращение на 10% численности чиновников; снижение размера пенсий прокурорам и судьям; повышение тарифов на алкоголь и табачные изделия и т. д.

Впрочем, с подобным правительство Ющенко-Тимошенко уже столкнулось в 2009 году, когда было вынуждено отвергнуть требование МВФ о замораживании индексации пенсий. В ответ МВФ отказалось предоставлять очередной транш своей помощи.

Недавно МВФ дал понять, что согласен выделить Украине до 27 млрд долларов США. Однако эта сумма будет скупо выделяться в течение семи лет. И, как это типично для МВФ, большая часть этих средств будет направлена в первую очередь на погашение задолженности перед иностранными банками. Лишь только небольшая оставшаяся часть пойдёт на стимулирование украинской экономики.

С начала года курс гривны упал на 20% по отношению к доллару США, что неизбежно приведёт к тому, что Центральный банк Украины будет вынужден поднять учётную ставку, что затормозит национальную экономику.

Эксперты приводят данные о том, что в начале года валютные резервы Украины составляли 20 млрд долларов США. Но на 1 марта 2014 г. они составляли всего 12 млрд долларов. Отсутствие достаточного объёма валюты у правительства Украины может привести к замораживанию плановых платежей по кредитам и ценным бумагам. Это может означать суверенный дефолт.

Эксперты считают, что решение Януковича в конце 2013 года повернуться в сторону России и получить от неё 15 млрд долларов в виде займа было мотивировано не столько политическими симпатиями, сколько объяснялось нежеланием Запада в тот момент пойти на масштабное экономическое сотрудничество с Украиной.

Профессор Джек Расмус из Калифорнийского университета (Беркли) считает маловероятным, что в условиях рецессии в Европе западные компании разместят свои крупные заказы и инвестиции на Украине в скором времени. В любом случае, считает он, никакая помощь с Запада не поступит до 25 мая 2014 года, когда должны состояться выборы нового президента.

В последние дни ещё возникла тема возможного влияния Китая на экономическое будущее Украины. The Wall Street Journal сообщила 28 марта 2014, что на встрече Меркель и лидера Китая Си Цзиньпиня канцлер Германии подчеркнула, что Китай имеет большие экономические интересы на Украине и весьма чувствителен к территориальным спорам. Это ещё одна из попыток вбить клин между Россией и Китаем.

Сотрудничество и поддержка Украины Западом сейчас будут полностью зависеть от результатов выборов президента Украины и её парламента. Только тогда, когда там будут политики, готовые точно выполнять все рецепты МВФ и ЕС, есть шанс для Украины получить обещанную финансовую помощь от Запада. Но тут же возникает проблема в виде волны недовольства населения Украины жесткими мерами — в европейских странах, пострадавших от недавнего долгового кризиса, аналогичные правительственные меры по рецептам МВФ вызвали массовые протесты и волнения населения. Это и были самые настоящие евромайданы. Удастся ли властям на этот раз обуздать политических радикалов и избежать уже столь привычных для украинцев массовых выступлений, заканчивающихся традиционной сменой власти?

Есть и ещё одно обстоятельство. Дальнейшее ухудшение экономического положения Украины угрожает целостности государства. Чем глубже и длительнее будет кризис, тем сильнее будут проступать различия между западными и восточными регионами страны. Западные регионы, тяготеющие к Венгрии и Польше, являются практически аграрными, лишенными крупной промышленности. Это резко сужает их перспективы на мировом рынке, оставляя возможность реализовывать свою продукцию только на рынке внутреннем. А вот пророссийские восточные регионы, промышленные по своему характеру, вполне могут быть конкурентоспособными на мировом рынке. В условиях политических противоречий между Востоком и Западом Украину неминуемо ожидает сценарий распада по модели Чехословакии, которая 1 января 1993 года мирно разошлась на промышленную Чехию и аграрную Словакию. Разве что распад Украины рискует не быть «бархатным».

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также