После того, что произошло за последние два года, трудно не чувствовать себя своего рода униженным, не переживать – хотите вы этого или нет - своего рода стыд.
Речь идет не о стыде, который Маркс определял как «своего рода гнев, направленный на себя», в котором он мельком увидел возможность революции. Это, скорее, тот «стыд быть человеком», о котором говорил Примо Леви в отношении лагерей, стыд тех, кто видел, как происходит то, чего не должно было случиться никогда. Это стыд такого вида – как было справедливо указано – что, соблюдая определенную дистанцию, мы чувствуем себя перед лицом слишком большой пошлости, глядя на некоторые телепередачи, перед лицами их ведущих и уверенной улыбкой экспертов, журналистов и политических деятелей, которые сознательно санкционировали и распространяли неправду, ложь и оскорбления – и продолжают безнаказанно делать то же самое.
Кто испытал на себе этот стыд, тот знает, что не стал благодаря нему лучше. Скорее, он знает, как любил повторять Шаба, что он стал «намного слабее, чем был раньше» — более одинок, даже если искал друзей и соратников, более немым, даже если пытался свидетельствовать, более бессильным, даже если кто-то прислушался к его слову. Одного он, однако, не потерял, более того, как-то неожиданно приобрел: некую близость к чему-то, для чего он не может найти иного слова, кроме как «истина», умение различать звучание того слова, которому, если прислушаться, нельзя не считать истинным. Об этом и ради этого он может свидетельствовать. Возможно - но это не точно - что время, как говорится, в конце концов раскроет истину и докажет - кто знает когда – что он был прав. Но это не то, через что прошло его свидетельство. Что обязывает его не переставать свидетельствовать, так это, скорее, именно тот особый стыд быть, несмотря ни на что, человеком, — так же, как, несмотря ни на что, именно люди суть еще и те, кто своими словами и своими поступками заставил его устыдиться.
Quodlibet, 24 января 2023 г.