10 ноября, воскресенье

Город для людей

21 июля 2019 / 18:06
публицист, историк

Журналист Михаил Захаров о том, как Москва становится "Умным городом".

Современный город невозможно представить себе без цифровых услуг. Именно цифровизация по большей части делает возможным повышение качества жизни горожан и повышает комфортность городской среды. И российская столица, без преувеличения стоит в авангарде этого процесса. Количество электронных услуг, ежегодно оказываемых населению, превышает 650 миллионов!

В настоящее время в Москве реализуются более 300 цифровых проектов, охватывающих все сферы жизни города.

Наиболее масштабным проектом является создание единого механизма предоставления электронных услуг и сервисов – как онлайн, так и через электронные системы МФЦ.

В августе 2019 года московским центрам «Мои документы» исполнилось восемь лет. Благодаря усилиям руководства города за это время реализовано много интересных решений, которые облегчили получение москвичами госуслуг.

Если в 2011 году в Москве работали 1200 приёмных различных органов власти, чей график работы не был синхронизирован друг с другом, то теперь все услуги доступны в одном месте.

Беспрецедентный опыт и эффективная работа «Моих документов» были признаны во всем мире.В Москву потянулись иностранные специалисты, чтобы ознакомиться с инновационными разработками и внедрить их у себя на родине.

Список услуг, доступных через «Мои документы» расширяется с каждым годом. В 2019 году их количество выросло до 260. Для удобства жителей многие из услуг можно получить «одним пакетом». Таким образом можно оформить документы в рамках 9 распространенных жизненных ситуаций: "Многодетная семья", "Оформление наследства", "Перемена имени", "Рождение ребенка", "Смена места жительства", "Приобретение жилья", "Я потерял документы", "Я – автомобилист" и "Я оплачиваю налоги".

В 2019 году центры госуслуг стали оказывать гражданам помощь в трудоустройстве. Обратившимся жителям помогают составить резюме, подбирают вакансии из базы данных, присваивают статус безработного и оформляют выплату пособий.

Также появилась возможность получить страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в день обращения абсолютно во всех центрах.

Жители высоко оценивают сервис и качество работы «Моих документов». В 2019 году более 97% посетителей оставили отличный отзыв сотрудникам центров. Это более 4 миллионов лайков.

«Мои документы» уже переросли статус простого офиса по предоставлению госуслуг. Во флагманских офисах появились дополнительные сервисы. Например, москвичи могут пройти медицинское обследование, купить билеты в театр или забронировать путешествие. В 20 центрах госуслуг размещены выставки "Город великих людей", в основе которых в том числе материалы, собранные в рамках акции "Москва с заботой об истории".

Всего в Москве к лету 2019 года насчитывалось 127 центров госуслуг, которые расположены в каждом районе Москвы. Есть еще два флагмана в ЦАО (в ТЦ "Афимолл Сити"), и ЮЗАО (в ТРЦ "Спектр" в районе Теплого стана), а также "Дворец госуслуг" на ВДНХ. Центры работают 7 дней в неделю с 8.00 до 20.00, флагманские офисы и "Дворец госуслуг" — с 10.00 до 22.00.

В зданиях торговых центров открыты 14 центров госуслуг, куда люди приходят целыми семьями.

Огромную роль играют цифровые услуги в сфере здравоохранения. С 2011 года в Москве действует Единая медицинская информационно-аналитическая система. Постепенно автоматизируется работа столичных поликлиник и стационаров. В электронный вид переведены услуга записи на прием к врачу, выписка рецептов и больничных листов.

Услугой записи к врачу онлайн хотя бы раз пользовались почти 10 миллионов горожан. Более чем у 6 миллионов москвичей есть электронные медкарты.

С начала 2014 года московские врачи выдали более 40 миллионов электронных рецептов. На оформление такого рецепта тратится в семь раз меньше времени, чем на выписку назначения от руки.

В области образования в столице действует проект «Московская электронная школа». В числе сервисом МЭШ присутствуют интерактивные панели, электронные учебники и тесты, интерактивные сценарии уроков, электронный дневник и журнал.

К МЭШ подключено 1469 школ, создана 21 тысяча электронных классов, рюкзак школьника стал в два раза легче, а электронным дневником пользуются 1,5 миллиона пользователей.

Москва стала первопроходцем в области электронных референдумов. По инициативе Сергея Собянина в 2014 году была создана система «Активный гражданин», включающая общегородской, окружной и районный уровни опросов. С помощью этой формы москвичи получили возможность решать самые актуальные проблемы.

В 2019 году появилась система электронного голосования, созданная для выборов в Мосгордуму. В ходе ее тестирования 23 июля был проведен интернет-референдум «Что делать с бродячими собаками и кошками?» Появление такой системы расширяет возможности проведения городских плебисцитов.

Также москвичи могут решать наиболее волнующие их вопросы с помощью портала «Наш город». Только за первое полугодие 2019 года с его помощью решено свыше 440 тысяч проблем. Жалобы москвичей о неубранных дорогах и дворовых территориях, а также некачественном содержании зеленых насаждений были услышаны и устранены имеющиеся недостатки. Средний срок решения проблемы составляет всего 5 дней. Всего с 2011 года с помощью портала решено более трех миллионов проблем, связанных с обслуживанием домов, дворов, дорог, городских улиц, парков и скверов.

Новый уровень развития электронных сервисов и услуг должна обеспечить новая программа – «Умный город», которая пришла на смену закончившейся в 2018 году программе «Информационный город».

«Умный город» разработан по инициативе Сергея Собянина и основывается на таких современных технологиях как искусственный интеллект для автоматизации принятия решений на основе анализа данных, технология блокчейн для безбумажных контрактов, bigdata для таргетированных сервисов.

"Мы достигли многого, но жизнь меняется, появляются новые технологии, поэтому нам нужно выходить на новый уровень развития электронных сервисов и услуг, информационного города. Сегодня можно уже говорить не об отдельных услугах, а о создании комплексной программы "Умный город", который охватывал бы все стороны нашей жизни", - подчеркнул мэр.

Принципы, лежащие в основе «Умного города» предполагают вовлечение жителей всех возрастов в управление городом, круглосуточную доступность всех сервисов с любого устройства, опора на и развитие города совместно с бизнесом.

Всего в программе заложено 9 принципов:

  1. Умный город для человека
  2. Участие жителей в управлении городом
  3. Искусственный интеллект для решения городских задач
  4. Цифровые технологии для создания полноценной безбарьерной среды во всех сферах жизни
  5. Развитие города совместно с бизнесом и научным сообществом на партнерских взаимовыгодных условиях
  6. Главенство цифрового документа над его бумажным аналогом
  7. Сквозные технологии во всех сферах городской жизни
  8. Отечественные решения в сфере цифровых технологий
  9. Зеленые цифровые технологии

Сквозные технологии умного города включают в себя:

  • Искусственный интеллект
  • Блокчейн
  • Интернет вещей
  • Нейроинтерфейсы
  • Большие данные и предиктивную аналитику
  • Технологии связи 5G
  • Технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности
  • Компьютерное 3D-моделирование и 3D-печать

Реализация программы должна привести к повышению качества жизни, прозрачному управлению городом и повышению эффективности государственных расходов. К 2030 году Москва станет «умным городом», использующий цифровые технологии для повышения уровня жизни, эффективности деятельности и услуг в городе.

Открытый диалог между горожанами и властью будет продолжен и его качеству будут способствовать новые цифровые возможности. Появятся новые инструменты учета мнения граждан.

Использование искусственного интеллекта позволит повысить качество принимаемых управленческих решений и сведет к минимуму ошибки и неточности. ИИ-аналитика и bigdata предоставят городской власти новые инструменты в оценке рисков.

Новые «зеленые» технологии приведут к сокращению объема отходов и их вторичной переработке.

Таким образом, с помощью цифровых технологий москвичи станут более счастливыми и образованными. Город станет более безопасным и экологичным, удобным для жизни. Будет создана принципиально новая среда для бизнеса и научного сообщества, инновации еще более активно будут внедряться в повседневность. Качество управления городом возрастет.

 

Материал подготовлен при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.


тэги
читайте также