Журналист Михаил Захаров о том, как Москва становится "Умным городом".
Современный город невозможно представить себе без цифровых услуг. Именно цифровизация по большей части делает возможным повышение качества жизни горожан и повышает комфортность городской среды. И российская столица, без преувеличения стоит в авангарде этого процесса. Количество электронных услуг, ежегодно оказываемых населению, превышает 650 миллионов!
В настоящее время в Москве реализуются более 300 цифровых проектов, охватывающих все сферы жизни города.
Наиболее масштабным проектом является создание единого механизма предоставления электронных услуг и сервисов – как онлайн, так и через электронные системы МФЦ.
В августе 2019 года московским центрам «Мои документы» исполнилось восемь лет. Благодаря усилиям руководства города за это время реализовано много интересных решений, которые облегчили получение москвичами госуслуг.
Если в 2011 году в Москве работали 1200 приёмных различных органов власти, чей график работы не был синхронизирован друг с другом, то теперь все услуги доступны в одном месте.
Беспрецедентный опыт и эффективная работа «Моих документов» были признаны во всем мире.В Москву потянулись иностранные специалисты, чтобы ознакомиться с инновационными разработками и внедрить их у себя на родине.
Список услуг, доступных через «Мои документы» расширяется с каждым годом. В 2019 году их количество выросло до 260. Для удобства жителей многие из услуг можно получить «одним пакетом». Таким образом можно оформить документы в рамках 9 распространенных жизненных ситуаций: "Многодетная семья", "Оформление наследства", "Перемена имени", "Рождение ребенка", "Смена места жительства", "Приобретение жилья", "Я потерял документы", "Я – автомобилист" и "Я оплачиваю налоги".
В 2019 году центры госуслуг стали оказывать гражданам помощь в трудоустройстве. Обратившимся жителям помогают составить резюме, подбирают вакансии из базы данных, присваивают статус безработного и оформляют выплату пособий.
Также появилась возможность получить страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в день обращения абсолютно во всех центрах.
Жители высоко оценивают сервис и качество работы «Моих документов». В 2019 году более 97% посетителей оставили отличный отзыв сотрудникам центров. Это более 4 миллионов лайков.
«Мои документы» уже переросли статус простого офиса по предоставлению госуслуг. Во флагманских офисах появились дополнительные сервисы. Например, москвичи могут пройти медицинское обследование, купить билеты в театр или забронировать путешествие. В 20 центрах госуслуг размещены выставки "Город великих людей", в основе которых в том числе материалы, собранные в рамках акции "Москва с заботой об истории".
Всего в Москве к лету 2019 года насчитывалось 127 центров госуслуг, которые расположены в каждом районе Москвы. Есть еще два флагмана в ЦАО (в ТЦ "Афимолл Сити"), и ЮЗАО (в ТРЦ "Спектр" в районе Теплого стана), а также "Дворец госуслуг" на ВДНХ. Центры работают 7 дней в неделю с 8.00 до 20.00, флагманские офисы и "Дворец госуслуг" — с 10.00 до 22.00.
В зданиях торговых центров открыты 14 центров госуслуг, куда люди приходят целыми семьями.
Огромную роль играют цифровые услуги в сфере здравоохранения. С 2011 года в Москве действует Единая медицинская информационно-аналитическая система. Постепенно автоматизируется работа столичных поликлиник и стационаров. В электронный вид переведены услуга записи на прием к врачу, выписка рецептов и больничных листов.
Услугой записи к врачу онлайн хотя бы раз пользовались почти 10 миллионов горожан. Более чем у 6 миллионов москвичей есть электронные медкарты.
С начала 2014 года московские врачи выдали более 40 миллионов электронных рецептов. На оформление такого рецепта тратится в семь раз меньше времени, чем на выписку назначения от руки.
В области образования в столице действует проект «Московская электронная школа». В числе сервисом МЭШ присутствуют интерактивные панели, электронные учебники и тесты, интерактивные сценарии уроков, электронный дневник и журнал.
К МЭШ подключено 1469 школ, создана 21 тысяча электронных классов, рюкзак школьника стал в два раза легче, а электронным дневником пользуются 1,5 миллиона пользователей.
Москва стала первопроходцем в области электронных референдумов. По инициативе Сергея Собянина в 2014 году была создана система «Активный гражданин», включающая общегородской, окружной и районный уровни опросов. С помощью этой формы москвичи получили возможность решать самые актуальные проблемы.
В 2019 году появилась система электронного голосования, созданная для выборов в Мосгордуму. В ходе ее тестирования 23 июля был проведен интернет-референдум «Что делать с бродячими собаками и кошками?» Появление такой системы расширяет возможности проведения городских плебисцитов.
Также москвичи могут решать наиболее волнующие их вопросы с помощью портала «Наш город». Только за первое полугодие 2019 года с его помощью решено свыше 440 тысяч проблем. Жалобы москвичей о неубранных дорогах и дворовых территориях, а также некачественном содержании зеленых насаждений были услышаны и устранены имеющиеся недостатки. Средний срок решения проблемы составляет всего 5 дней. Всего с 2011 года с помощью портала решено более трех миллионов проблем, связанных с обслуживанием домов, дворов, дорог, городских улиц, парков и скверов.
Новый уровень развития электронных сервисов и услуг должна обеспечить новая программа – «Умный город», которая пришла на смену закончившейся в 2018 году программе «Информационный город».
«Умный город» разработан по инициативе Сергея Собянина и основывается на таких современных технологиях как искусственный интеллект для автоматизации принятия решений на основе анализа данных, технология блокчейн для безбумажных контрактов, bigdata для таргетированных сервисов.
Принципы, лежащие в основе «Умного города» предполагают вовлечение жителей всех возрастов в управление городом, круглосуточную доступность всех сервисов с любого устройства, опора на и развитие города совместно с бизнесом.
Всего в программе заложено 9 принципов:
Сквозные технологии умного города включают в себя:
Реализация программы должна привести к повышению качества жизни, прозрачному управлению городом и повышению эффективности государственных расходов. К 2030 году Москва станет «умным городом», использующий цифровые технологии для повышения уровня жизни, эффективности деятельности и услуг в городе.
Открытый диалог между горожанами и властью будет продолжен и его качеству будут способствовать новые цифровые возможности. Появятся новые инструменты учета мнения граждан.
Использование искусственного интеллекта позволит повысить качество принимаемых управленческих решений и сведет к минимуму ошибки и неточности. ИИ-аналитика и bigdata предоставят городской власти новые инструменты в оценке рисков.
Новые «зеленые» технологии приведут к сокращению объема отходов и их вторичной переработке.
Таким образом, с помощью цифровых технологий москвичи станут более счастливыми и образованными. Город станет более безопасным и экологичным, удобным для жизни. Будет создана принципиально новая среда для бизнеса и научного сообщества, инновации еще более активно будут внедряться в повседневность. Качество управления городом возрастет.
Материал подготовлен при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.