Вопрос о том, в какой из лиг будут играть крымские футбольные клубы, на самом деле представляет собой сложнейшую головоломку.
Вопрос о том, в какой из лиг будут играть крымские футбольные клубы, на самом деле представляет собой сложнейшую головоломку. Дело не в том, что зарплаты футболистов «Таврии» и «Севастополя» в контрактах прописаны в гривнах. Пересчитать их в рублях не составляет труда. Сами же игроки готовы будут получать премиальные хоть в монгольских тугриках, лишь бы их курс был привязан к евро.
Главное отличие украинской премьер-лиги от российской заключается в том, что в соседней стране практически все клубы финансируются местными олигархами.
За донецким «Шахтером» стоит лидер украинского списка «Форбс» Ринат Ахметов, за киевским «Динамо» — братья Суркисы, за днепропетровским «Днепром» — назначенный сейчас губернатором области и нелестно помянутый президентом России Игорь Коломойский. Какую команду УПЛ не возьми, живет она за счет вливаний олигархов. Областные бюджеты потянуть такую дорогостоящую игрушку, как футбольная команда, на Украине не в состоянии, а государственных монополий подобных РЖД или «Газпрому», там попросту нет.
Привозивший юношескую сборную Украины на Мемориал Гранаткина в Санкт-Петербург тренер Александр Головко с грустью говорил о том, что невозможно заниматься долгосрочным планированием подготовки резервов. «У олигархов, которые берутся рулить футболом, одна задача — как можно скорее добиться успехов в виде выхода в еврокубки, — утверждал экс-футболист „Таврии“ и киевского „Динамо“. — Делать долгосрочные инвестиции в юношеский футбол они не только не хотят, но и не могут. Ведь неизвестно, что будет с их сегодня процветающим бизнесом через несколько лет после очередного Майдана».
Не только на резервы, но и на главные команды гривен у украинских меценатов не хватает. Канул в Лету успешно игравший в премьер-лиге криворожский «Кривбасс», а нынешний чемпионат не доиграл киевский «Арсенал», боссом которого являлся глава Всеукраинского еврейского конгресса и кандидат в президенты Украины Вадим Рабинович. В сегодняшнем своем виде крымские клубы — плоть от плоти украинские.
«Севастополь» ворвался в элиту украинского футбола благодаря мощным вливаниям главы компании «Смарт-Холдинг» Вадима Новинского, который после воссоединения Крыма с Россией на полуострове объявлен чуть ли не персоной нон-грата. У этой компании есть деловые интересы не только в Крыму, но и в других украинских регионах. Уже пошли разговоры о возможном переезде команды в Кривой Рог или Николаев. Новинский в интервью украинской прессе говорит о том, что не исключает такой вариант, а российским изданиям, в свою очередь, твердит о том, что его высказывания неверно интерпретируют.
Боссом «Таврии» в последние годы являлся один из самых одиозных украинских олигархов — Дмитрий Фирташ.
После ареста в Вене меценату крымского футбола пришлось потратить 125 млн евро для освобождения под залог. Стоит ли удивляться, что футболисты симферопольской команды несколько месяцев не получали зарплату! «Таврию», по большому счету, ожидала судьба «Арсенала» имени Рабиновича, но события в Крыму помогли клубу удержаться наплаву. Финансовая помощь пришла по прямому указанию главы республики Сергея Аксенова.
Нынешний сезон «Севастополю» и «Таврии» пришлось завершать в УПЛ. Равно как и «Титану» из Армянска — в первой украинской лиге. Эта команда имеет в качестве спонсора градообразующее предприятие «Армянский титан», контрольным пакетом которого владеет Фирташ. Выйти из чемпионата Украины и начать готовиться к выступлению в российском — нельзя. Существуют строгие правила, утвержденные ФИФА и УЕФА. Какие бы политические изменения ни происходили, футбольный клуб обязан завершить сезон в том чемпионате, где он его начал.
Что дальше? Все не так просто, как с интеграцией других отраслей в российскую экономику.
Решение в правовом поле должны найти четыре стороны: ФИФА, УЕФА, РФС и ФФУ. В Федерации футбола Украины преобладают сторонники сохранения крымских клубов в своей структуре. Президент украинской ПФЛ, в которой играет уже упомянутый армянский «Титан», Милетий Бальчос уже намекнул, что участие крымской команды в зоне «Юг» российского второго дивизиона требует увеличения бюджета в четыре раза. Мол, надумаете играть в украинской ПФЛ, милости просим.
«Таврию» с «Севастополем» тоже никто исключать из УПЛ без их желания не собирается. Тем более, что есть грузинский прецедент. Клубы, формально приписанные к Гаграм и Цхинвали, базируются в Тбилиси. «Гагра» даже представляла страну в еврокубках.
Есть еще один важнейший момент, требующий незаурядных дипломатических усилий. Трансферные листы украинских профессионалов из «Севастополя», «Таврии» и крымских клубов низшего дивизиона находятся в ФФУ. Даже если сами футболисты оформят российское гражданство, как и все жители Крыма, получить документ, дающий право на работу, будет не так-то просто. Неслучайно руководители РФС чрезвычайно аккуратны в высказываниях, связанных с будущим участием крымских клубов в российском чемпионате. Нельзя ссориться с ФИФА и УЕФА в преддверии ЧМ-2018 и Евро-2020, на проведение которого претендует Санкт-Петербург.
Уже много лет просится в российский чемпионат сухумское «Динамо», но команду из не признанной мировым сообществом республики никто не допускает даже во второй дивизион.
Говорить о том, что «Таврии» с «Севастополем» будут даны какие-то преференции, и они сразу же пополнят российскую премьер-лигу, не приходится.
Прецедент с объединением чемпионатов ГДР и ФРГ в данном случае неприменим. Тогда объединились все немецкие земли, а не одна из них вошла в состав ФРГ.
В сезоне-91/92 немецкий футбол претерпел действительно революционные преобразования. Бундеслига за счет двух лучших команд ГДР была расширена до 20 участников, а вторая бундеслига, куда попали сразу шесть клубов с Востока, до 24-х. Соревнования пришлось проводить в двух зонах. Скорее, придется создавать в Крыму новые клубы, против чего, по идее, не должны возражать международные инстанции. Вот только начинать свой путь им придется со второго дивизиона.