Политический обозреватель ТАСС Андрей Низамутдинов о том, что на самом деле чувствуют, о чем думают и за что переживают простые французы и почему они с предубеждением относятся к мусульманам и евреям.
«Кому во Франции жить хорошо?» — ответ на этот почти некрасовский вопрос можно найти в результатах опроса общественного мнения, обнародованных социологическим институтом Ipsos.
Итоги исследования показывают, что французы не слишком верят в будущее страны и свои собственные перспективы, и с подозрением относятся к «иным», то есть мигрантам, безработным и представителям некоторых религиозно-этнических сообществ. Заказчиком опроса выступил Французский фонд иудаизма.
Неверие и недоверие
Согласно результатам опроса, французы смотрят в будущее с изрядной долей пессимизма. 79% полагают, что Франция переживает упадок, причем более четверти опрошенных (26%) убеждены, что этот упадок носит необратимый характер. Негативный взгляд на ситуацию в стране неизбежно отражается и на мнении об индивидуальных горизонтах: 61% французов считают свое личное будущее бесперспективным, оптимистов в полтора раза меньше.
Кризис доверия проявляется также в росте отрицательных эмоций по отношению к тем, кого в исследовании именуют «иными», то есть мигрантам, безработным, представителям отдельных религиозно-этнических общин. Две трети опрошенных заявили, что «большинству людей» вообще нельзя доверять. 54% французов полагают, что иммиграция не является для Франции источником обогащения, а 39% придерживаются мнения о том, что именно иммиграция, а вовсе не бедность служит главным фактором понижения уровня безопасности в стране. Свыше половины респондентов убеждены, что в стране больше делается для оказания помощи иммигрантам, нежели самим французам. 49% опрошенных полагают, что безработные не предпринимают достаточных усилий для того, чтобы найти себе работу. Наконец, почти треть французов (30%) считают, что в сложившейся во Франции ситуации «расистская реакция может быть оправдана».
Не интегрированы? Сами виноваты
Если говорить об отношении к различным религиозно-этническим общинам, то в рейтинге негативных эмоций лидируют цыгане: четыре пятых опрошенных полагают, что цыгане в массе своей плохо интегрированы во французское общество. Отношение к мусульманам немногим лучше: 27% опрошенных считают их плохо интегрированными, 44% — наполовину интегрированными в общество. Примерно таково же отношение к представителям Северной Африки и выходцам из других африканских стран, которые в ходе исследования были выделены в отдельные группы. Лучше всех прижились последователи иудаизма и выходцы из Азии: плохо интегрированными их считают лишь по 7% французов.
Абсолютное большинство (89%) тех, кто считает мусульман плохо интегрированными, убеждены, что те сами в этом виноваты: «Замыкаются в себе и отказываются открыться обществу». Одновременно многие участники опроса высказались против тех шагов, которые государство делает навстречу отдельным религиозно-этническим общинам. Так, 63% респондентов выступили против введения в школьных столовых отдельного меню для иудеев и мусульман. 71% не одобрили практику предоставления отдельным ученикам дополнительных выходных в дни их религиозных праздников. В то же время 53% респондентов поддержали идею строительства мечетей, в которых мусульмане могли бы свободно осуществлять свои религиозные церемонии.
С подозрением к мусульманам…
Как показывают результаты исследования, именно к приверженцам ислама французы питают наибольшие подозрения и опасения. Так, 55% опрошенных сообщили, что их раздражают либо беспокоят женщины в традиционных головных уборах, полностью закрывающих лицо. Такие же чувства по отношению к женщинам в мусульманских платках, оставляющих лицо открытым, испытывают 49% французов. А к мужчинам в традиционной мусульманской одежде с раздражением и беспокойством относятся 48% респондентов.
Показателен и другой пример: более половины опрошенных заявили, что негативно относятся к вступлению их ребенка в брак с мусульманином или мусульманкой. При этом даже однополые браки более половины опрошенных поддержали, не говоря уже о браках с католиками, атеистами, выходцами из Азии, иудеями и чернокожими. Предрассудки в отношении браков с мусульманами особенно сильны среди людей в возрасте старше 60 лет, рабочих и служащих, сторонников Национального фронта, республиканцев и демократов. Несколько более толерантны 35-летние, государственные чиновники и сторонники левых партий.
Примечательно, что среди самих мусульман отношение к бракам с представителями других конфессий либо этнических общин вполне терпимое, даже в отношении иудеев и атеистов позитивный результат превышает 50%. А вот однополые браки отвергает без малого три четверти приверженцев ислама.
И предубеждением к евреям
Считая, что евреи в массе своей хорошо интегрированы в общество, французы, тем не менее, питают к ним известное предубеждение. Например, ношение кипы либо традиционной иудейской одежды раздражает и беспокоит соответственно лишь 27% и 35% респондентов. Наряду с этим абсолютное большинство (91%) убеждено, что евреи «очень спаяны между собой». 56% опрошенных согласились с тезисом о том, что «у евреев много власти». Такое же количество полагает, что в среднем евреи более богаты, чем французы. 53% считают, что евреи более привязаны к Израилю, чем к Франции. 41% респондентов разделяет мнение о том, что евреи чересчур представлены в СМИ, а 13% даже заявили, что евреев «многовато» во Франции. При этом, отмечают авторы исследования, среди мусульман предубеждения в отношении евреев гораздо сильнее, чем среди французов в целом. А в общей сложности 59% опрошенных полагают, что евреи в той или иной степени сами несут ответственность за существующий во Франции антисемитизм.
Готовы уехать
Абсолютное большинство еврейской общины (92%) убеждено, что за последние пять лет уровень антисемитизма во Франции вырос, причем 67% считают этот рост значительным. Именно антисемитизм две трети французских евреев называют главным фактором озабоченности, за ним следуют терроризм (50%) и религиозный интегризм (48%), тогда как безработицей обеспокоены лишь 23% представителей еврейской общины, а покупательной способностью — всего 9% (в целом у населения — 38% и 27% соответственно).
Представители еврейской общины считают также, что власти и общество в недостаточной степени реагируют на проявления антисемитизма. Вероятно, именно поэтому 61% опрошенных полагает, что в Израиле евреям живется гораздо безопаснее, чем во Франции. И не случайно более трети французских евреев «серьезно изучают» возможность переезда в Израиль (18%) либо иную зарубежную страну (15%). А в общей сложности число тех, кто не исключает для себя возможности переезда за рубеж, превышает 70%.