Исполняющим обязанности президента Российской академии наук назначен вице-президент РАН Валерий Козлов. Такое решение согласовано с Кремлём и подписано легитимным до 27 марта президентом академии Владимиром Фортовым.
Ожидается соответствующее решение правительства, которое закрепит легитимность нового главы ведущего научного общества страны.
Легитимность, вырванная в последний момент
В этой фразе важны оба обстоятельства - о легитимности и о научном обществе. После совершённой на Общем собрании РАН атаки на академию, когда из-за демарша двух претендентов на пост её главы свою кандидатуру снял и действующий президент Владимир Фортов, РАН должна была окончательно превратиться в научное общество. Во всяком случае, академия, три года назад лишённая собственного научного инструментария в виде исследовательских учреждений, лишившись теперь легитимных органов управления - президента и президиума, и обязана была, по замыслу организаторов атаки, уйти в окончательное организационное небытие. Об этом же говорит и сегодняшняя утренняя истерика Владимира Соловьёва на государственной радиостанции, который, явно не владеющий информацией о реальном состоянии дел в и возле академии, старательно месил грязь вокруг неё и её членов.
Теперь в научном сообществе страны, согласно информации, дошедшей до нас, появилась надежда, что Академию наук всё же удастся спасти. Владимир Фортов, про которого говорят, что он в силу обострённой порядочности снял свою кандидатуру после демарша двух не имевших шансов на избрание коллег, покамест остаётся законным президентом РАН. Значит, Валерий Козлов будет законным исполняющим обязанности президента. После утверждения этого решения в правительстве ни у кого их уже потиравших руки не останется возможности обходить РАН при решении касающихся её вопросов.
Учёный, знающий многие изнанки
Со своей стороны, Валерия Козлова научное сообщество характеризует как в высшей степени порядочного, и при этом решительного и хладнокровного человека, к тому же умелого управленца, знакомого с механизмами функционирования государственной власти. Не только потому, что в глубинах механики великолепно разбирается как математик и, соответственно, специалист по математической механике. Но и потому, что работал несколько лет заместителем министра образования и науки. Знает он и хозяйственную сторону деятельности научных учреждений, быв одно время руководителем Дирекции административно-хозяйственных подразделений МГУ.
Саму его порядочность характеризуют в двух смыслах - в традиционном моральном и, так сказать, в "немецком": когда упор в действиях делается на порядок и организованность. Здесь, родившийся в рязанской деревне (кстати, среди вице-президентов РАН двое уроженцев деревень Рязанской области - ещё Сергей Алдошин), Валерий Козлов органически сочетает эти качества с математическим складом ума. Сегодня наряду с обязанностями вице-президента РАН он возглавляет ведущий в своей области науки Математический институт РАН имени В.А. Стеклова - знаменитую "стекловку".
Козлов достаточно хорошо разбирается в тематике пресловутой реформы РАН, которая бьёт по отечественной науке с неумолимостью механического молота, добиваясь непонятно чего. Ибо никто ещё внятно, понятно для общественности, так и не сумел сформулировать её, реформы, цели. В результате чего их для себя сформулировала сама общественность: отнять и поделить. То есть отнять у РАН государственную собственность, что находилась в её управлении, и передать структуре, из-под которой эту собственность можно будет приватизировать. После реорганизаций ли, укрупнений ли, банальных ли банкротств…
Что уже и началось.
В этом смысле Валерий Козлов знает, что называется, многие изнанки, возглавляя с 2015 года комиссию президиума РАН по совершенствованию структуры научных организаций, находящихся в ведении ФАНО. "Главное, что мы все - и члены академии, и наши коллеги, которые работают в ФАНО, где теперь 1007 юридических лиц - мы все должны осознать, каждый для себя, что произошло, понять организационные условия, в которых теперь предстоит работать, - говорил он. - Мы ведь всю жизнь организацию науки понимали по-другому. Теперь изменилось всё, причём существенно. Это надо осознать, и научиться эффективно работать в новых условиях".
"С моей точки зрения, для обеспечения высокого уровня фундаментальных исследований нужна стабильность, прежде всего финансовая, - считает Козлов. - Зарплата, пусть не очень большая, но постоянная, наличие оборудования, расходных материалов. Главное - стабильность".
Многие в академии наук осторожно, но надеются, что новое назначение Валерия Козлова как раз и привнесёт некую долю стабильности, которой сегодня так не хватает и РАН, и всей отечественной науке. Академики, с которыми удалось пообщаться, удовлетворены тем, что это назначение состоялось именно в легитимных условиях законного нахождения Владимира Фортова на должности президента РАН. Но в целом люди вновь напряглись в ожидании того, будет ли таким же образом подтверждена легитимность действующего президиума академии. "Потому что одно дело, когда президент опирается на действующий президиум, - отметил один из собеседников, - а другое, когда только он и аппарат пытаются что-то делать".
Доживём до ноября
Что же дальше? Дальше все ждут ноября, когда предстоит завершить нынешний неожиданно прерванный избирательный процесс в РАН. Владимир Фортов, принявший, по нашей информации, решение пойти на них снова, но уже в роли "простого академика", чтобы никто не упрекнул его "административным ресурсом". И это решение вроде бы то ли согласовано, то ли даже принято с подачи президента страны.
Пойдут ли на это два других нынешних кандидата, неизвестно. Точнее, в Академии наук никто не сомневается в личной порядочности этих учёных, но, с другой стороны, знают, креатурами каких близких к власти лиц они являются. И какое решение относительно них примут эти "кураторы", пока неизвестно.
С другой стороны, часть учёных выступает за установление практики назначения президентов Академии наук президентом страны. "При советской власти это было так, и президенты Академии были очень удачными, - вспомнил исторические примеры директор Института океанологии РАН академик Роберт Нигматулин. - И Комаров, и Вавилов, и Несмеянов, и Келдыш, Александров, Марчук - все они были рекомендованы главой тогдашнего государства, и все они были очень удачными руководителями. Так можно и сегодня: назначает президента РАН глава государства, а через год тот отчитывается перед собранием. В результате отчёта мы проголосуем - одобрить или не одобрить. Если не одобрить - ну, что ж, будет проблема. Но, в принципе, президент Академии, как и ректор Московского университета, должен пользоваться полным доверием главы государства и находиться с ним в нормальных человеческих отношениях. Ведь он играет координирующую роль между властью и академией".
"А наука определяется не президентом академии, а уровнем финансирования, творческим потенциалом, деятельностью институтов, организацией их деятельности со стороны ФАНО", - резюмировал академик Нигматулин.