Кандидат искусствоведения, доцент НИУ ВШЭ. Эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций Павел Родькин о непредсказуемых, но ожидаемых итогах Евровидения-2016.
Евровидение — проект по форме музыкальный, по содержанию же — идеологический: сегодня шоу стало формой существования идеологии. Идеология эта является массмедийной версией глобализма, форматирующего национальные и культурные особенности под единый общеобязательный стандарт, что в буквальном смысле слышно и видно в каждом выступлении стран-участниц конкурса. Проблема, однако, даже не в этом.
Евровидение — проект глобального медиа-класса, исповедующего глобалистские ценности и демонстрирующего полное отчуждение от собственного общества. Евровидение не представляет национальные государства, культуры, не представляет собственно и общество этих стран, иконки национальных флагов на табло голосования не должны обманывать. Репрезентативные функции Евровидения глупо понимать буквально: оно представляет медиа-класс и исключительно для медиа-класса.
Зрителя не звали на эту тусовку. От массовки требуется исправная накачка медиарейтингов и не более. Следует трезво отдавать себе отчет в том, что никакого отношения к нам как стране и как к обществу Евровидение не имеет, оно нас даже не представляет. А значит совершенно глупо и бессмысленно радоваться или негодовать по поводу результатов голосования, распределения голосов по странам, искать в этом политический, геополитический и геокультурный смысл и т.д. и т.п. Никакого отношения ни к имиджу России в мире, ни к «мягкой силе» Евровидение не имеет, не надо обманываться и принимать форму политики за ее содержание.
2016 год наглядно показал всю неуместность пафоса по поводу участия России в Евровидении и обсуждения его итогов, который все еще транслируют наши медиа. Повторять сверхусилия 2008–2009 годов (когда Россия, наконец, выиграла Евровидение и провела его в Москве) сегодня означает по-прежнему растрачивать и обменивать социальную энергию на «стеклянные бусы». Впрочем, пафос этот еще долго не будет сходить с экранов телевизора; замена реальных идей и реальных достижений страны медийными глобалистскими суррогатами — желаемый сценарий не только для шоуменов, но и многих политиков. Обществу же пора перестать реагировать на абсолютно не касающиеся его события и сосредоточится на действительно актуальных проблемах.