Похоже, американцы не только сотрудничают с террористами, но и под их прикрытием вели грабительские раскопки.
Из Пальмиры, освобождённой этой весной от оккупации «чёрными» исламистами из запрещённого в России ИГИЛ, вернулась очередная экспедиция российских археологов и реставраторов. В ходе своих работ они провели дополнительные исследования разрушений, нанесённых этому древнему городу, который признан ЮНЕСКО всемирным культурным наследием человечества.
При этом впервые для составления плана будущих реставрационных работ использовались съёмки, сделанные с российского беспилотника корпорации «Геоскан». Причём аппарат хорош не сам по себе и не своей камерой с геопривязкой, а тем, что он является частью полного комплекса технологий, которые позволяют создавать полные 3D-модели по фотографиям. Кстати, единственного в мире, по словам замдиректора этой группы компаний Георгия Семёнова. «Археология — одно из важных направлений применения этой программы», — отметил он.
Что показала модель древнего города
«Первым нашим шагом стало создание 3D-модели современного состояния Пальмиры, — рассказала начальник экспедиции, замдиректора Института истории материальной культуры РАН Наталья Соколова. — Благодаря ей можно будет приступать к оценке объёма восстановительных работ, уже не выезжая на сам памятник. После этого можно будет переходить к реставрационным работам».
Но это — технологии. Самое интересное другое — что удалось установить с прозрачнейшей точностью после преобразования больше десятка тысяч фото в 3D-модель разрушенной Пальмиры.
А установить удалось следующее: город разрушали не в слепой ярости фанатического религиозного экстаза, в нём не крушили всё подряд в припадке ненависти к творениям «римлян» и «франков». Нет, всё гораздо тоньше и, как ни парадоксально, — разумнее. «Разрушались знаковые объекты, разрушались основные храмы, — отметила Наталья Соколова. — Все статуи, изображающие людей, уничтожены полностью».
Ну, последнее хоть как-то понять можно. Не принять: не тобою создано, вообще не мусульманином создано, — не тебе, значит, и разрушать. Но понять — да: ислам запрещает ваяние статуй или скульптур живых существ. Во всяком случае, фетвы, изданные на основе исследований хадисов — то есть преданий о словах и действиях пророка Мухаммеда, — говорят: «Рисовать картины с людьми, животными и т. д. разрешено, если не изображать на них то, что противоречит исламским принципам». Мусульмане не воспроизводят «образы» из веры в то, что в Судный День их попросят одухотворить те «образы», которые они создали, состязаясь в творении с Аллахом. При этом слово «образ», по-арабски «сура», имеет несколько значений, и, как говорят фетвы, «применительно к запрету оно означает такую статую или скульптуру живого существа, которая имеет пространственное (трёхмерное) измерение и не является фотографическим изображением». При этом в данную категорию не входят куклы и прочие трёхмерные фигуры, предназначенные не для поклонения, а для детских игр, а также праздничные фигурки, сделанные из сладостей, поскольку их используют только в пищу.
В любом случае, однако, запрет касается мусульман — и уж никак не древних вавилонян, римлян или вообще буддистов (напомним о разрушении талибами в Афганистане уникальных статуй Будды), которые пусть сами отчитываются в Судный День за свои художества.
Кроме целенаправленного разрушения — чёрная археология
В остальном многие памятники сохранились, их не трогали. «Не слепая ярость руководила разрушителями, их консультировал кто-то знающий, — делает пугающий вывод замдиректора Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Дмитрий Сергеев. — Разрушены только те объекты, которые символизировали Пальмиру. Был нанесён именно цивилизационный удар, удар, лишающий нас прошлого, нашей идентификации».
Таким образом, техническое исследование Пальмиры подтвердило те же выводы, то сделали русские учёные после первой экспедиции в освобождённую «жемчужину Востока»: действия боевиков создают впечатление профессионального подхода к разрушению наиболее ценных исторических и культурных объектов. Как отметил генеральный директор Государственного музея Востока Александр Седов, «у меня впечатление, что люди, которые этим занимались, точно знали, что нужно разрушить в Пальмире, чтобы причинить наибольшую боль». Он предположил тогда, что боевики ИГ «либо получали консультацию у учёных, либо читали книжки», чтобы произвести столь точное уничтожение ключевых исторических объектов.
Так, была снесена статуя «Лев Аллат» — древняя статуя льва, украшавшая храм древнеарабской богини Аллат, взорван храм древнего ханаанского божества Баалшамина, построенный еще в 131 году, разрушен храм Бэла, созданный еще раньше — в 32 году нашей эры. Кроме того, уничтожению подверглась монументальная Триумфальная арка, которую мы все помним по иллюстрации в школьном учебнике древней истории для 5 класса. Она была построена во время императора Септимия Севера в конце II века в честь победы над парфянами. От нее через весь город на 1135 метров тянулась дорога, обставленная четырьмя рядами колонн. Колонны также частично оказались разрушенными: каратели из ИГИЛ показательно казнили подрывом привязанных к ним людей. Почти уничтожен некрополь, башня в некрополе, другие исторические объекты.
И вот теперь стараниями российских учёных установлено точно: не по книжкам уничтожали и грабили боевики исторические реликвии. И даже не консультациями только руководствовались. «Некрополи грабились целенаправленно, под чьим-то чутким руководством и именно там, где было чем-то поживиться, — высказала убеждение Наталья Соколова. — Очень много было грабительских раскопок».
При этом, как показывают 3D-модели, чувствуется опытная рука археологов именно американской школы. Копалось целенаправленно, места для раскопок выбирались грамотно — это явно не почерк даже самодеятельных копателей из, условно, окрестных деревень. И, конечно, — не боевиков ИГ, собранных из фанатиков разных стран уж точно не по признаку археологической подготовленности. Нет, здесь явная спайка руководства ИГ и западных — американских по почерку — специалистов.
Интерес и тех, и других, в общем, понятен. История — дорогой товар сегодня на Западе. Достаточно вспомнить, как вмиг разлетелись археологические артефакты из музея Вавилона, стоило его только захватить американцам в 2003 году. По оценке Министерства туризма и древностей Ирака, в 2003–04 гг. из страны было вывезено 130 тыс. культурно-исторических ценностей. При этом 90 тыс. принадлежащих Ираку археологических артефактов оказались… в США! Вернуть удалось лишь десятую часть…
Сегодня российские учёные полагают, что и в случае Пальмиры исторгнутые из её почвы за время годичной оккупации артефакты, всплывут в частных коллекциях. Точнее — как раз не всплывут: будут тайно распроданы на подпольных торгах. До музеев они вряд ли дойдут, хотя в этом случае как раз и появился бы шанс вернуть археологические ценности по месту принадлежности.
Ведь только там они обретают и образуют истинную гармонию исторической красоты.