На днях Минфин опубликовал законопроект о включении в Налоговый кодекс пяти новых глав. В рамках законопроекта планируется изменение статуса существующих сборов, при сохранении текущей ставки.
Те сборы, которые раньше собирались напрямую в пользу целевых министерств, теперь могут перейти в ведение Министерства Финансов в статусе налогов. Согласно планам Минфина закон должен вступить силу в 2021 году.
При этом изменения в налоговом законодательстве могут кардинальным образом затронуть интересы Минкомсвязи РФ и Ростелекома.
В рамках действующего на данный момент федерального закона «О связи» операторы сетей связи общего пользования обязаны каждый год отчислять 1,2% своих доходов в «резерв универсального обслуживания». Основная заявленная задача резерва – обеспечение универсального доступа к услугам связи для населения РФ и инвестиции в программу устранения цифрового неравенства. Ключевая цель программы устранения цифрового неравенства – организация скоростного доступа в интернет в населённых пунктах численностью от 250 до 500 человек. Главным подрядчиком в рамках программы выступает Ростелеком.
По официальной версии Минфина предложенная им реформа проводится в рамках инициативы по кодификации и систематизации действующего налогового законодательства, что, теоретически, должно обеспечить более прозрачные и предсказуемые условия ведения бизнеса. Для операторов связи изменение не должно иметь серьёзных последствий, если верить заверениям Минфина. По сути, изменения коснутся лишь формы и сроков оплаты.
Стоит понимать, что на данный момент сборы на нужды резерва универсального обслуживания поступают напрямую в ведение Минкомсвязи, который плотно сотрудничает с Ростелекомом. Фактически происходит перераспределение ресурсов от всех игроков рынка телекоммуникационных услуг в пользу Ростелекома, который взамен берёт на себя социальную роль по интернетизации малых населённых пунктов, и прочие инфраструктурные проекты Минкомсвязи. После перехода сбора в статус налога в этой цепочке произойдут серьёзные структурные изменения. На первую роль выходит Минфин. Если законопроект будет принят, распределение финансовых потоков на нужды Минкомсвязи будет происходить в рамках общего процесса выработки консолидированного бюджета Минфином. Если Минкомсвязь и Минфин смогут выработать договорённости по бюджетированию – проекты по интернетизации сохранятся в полном объёме. Если нет – Минкомсвязи предстоит пересмотреть пути достижения взятых на себя обязательств в рамках программы устранения цифрового неравенства.
Чем продиктовано наступление Минфина на позиции Минкомсвязи и Ростелекома? Едва ли его можно объяснить фундаментальной неэффективностью Минкомсвязи в выполнении поставленных задач. По уровню развития интернета Российская Федерация показывает вполне адекватные результаты. Так, согласно индексу развития интернета 2017 года Россия занимает 18-е место в мире, располагаясь между развитыми экономиками Дании и Италии. По средней скорости интернет-соединения Россия занимает 47-е место в мире. При этом в РФ одна из самых низких цен на интернет-трафик в мире. Средний россиянин платит за интернет 7.43 доллара США в месяц. Для сравнения средний американец платит почти в девять раз больше – 62.46 доллара. Наконец, Минкомсвязи регулярно отчитывается о высоком темпе интернетизации регионов и запуске новых инфраструктурных объектов.
Возможно, дело в старых претензиях Федеральной антимонопольной службы к Ростелекому. ФАС регулярно обвиняет корпорацию в злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке телекоммуникации. Хотя ФАС не подчиняется напрямую Министерству финансов РФ, позиции ведомств по ключевым экономическим вопросам зачастую соотносятся, а ведомства выступают в рамках единой повестки.
С другой стороны, инициатива может исходить напрямую от Министерства Финансов. Минфин стремится к усилению своих аппаратных позиций и консолидированию своей власти над процессом выработки бюджета. В 2024 году Минфину предстоит отчитываться в исполнении майских указов Президента. Не исключено, что Минфин готов пожертвовать интересами других ведомств ради достижения поставленных задач и продвижения своих интересов.
Хотя законопроект ещё находится на этапе обсуждения, публичная поддержка президента РФ говорит нам о том, что поправки, скорее всего, будут приняты. Это значительно усилит позиции Минфина. При таком раскладе, фактически Минкомсвязи предстоит отчитываться в своих результатах перед ведомством Антона Силуанова, от которого и будет зависеть выделение бюджетных средств на реализацию инициатив и проектов в сфере интернетизации.