25 апреля, четверг

Часть Украины выбрала себе временного президента

26 мая 2014 / 16:31
политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии, ведущий программы "Вот что происходит" на радио "Звезда"

Ни о какой федерализации или конституционной реформе, как первоочередных шагах, речи не идет. Главное – парламент, в котором партия порошенковского большинства, согласно задумке, должна поддерживать легитимность нового президента..

Президентские выборы на части территории Украины состоялись. Похоже, все закончилось в один тур, а очередным временным главой на глазах уменьшающейся, трещащей по швам страны стал Петр Порошенко. Временным потому,  что майдан никто не распускал. Зато, еще не вступив в должность, Порошенко заявляет о намерении распустить Раду и провести до конца года внеочередные выборы парламента. Заметьте, ни о какой федерализации или конституционной реформе, как первоочередных шагах, речи не идет. Главное – парламент, в котором партия порошенковского большинства, согласно задумке, должна поддерживать легитимность нового президента.

Это означает лишь одно - неуверенность Порошенко в способности самостоятельно консолидировать граждан и удержать власть. Не лидер всей Украины - однозначно. Нас не должно смущать, что впервые за последние годы разрыв между первым и вторым номерами в президентской гонке исчисляется не долями процента и даже не процентами, а десятками процентов. От этого Порошенко не становится президентом всех украинцев (в данном случае я говорю о гражданской, а не о национальной принадлежности). Порошенко не является лидером всех украинцев, во-первых, потому что его позиция отвечает интересам только той части общества, которая поддерживает майдан. Электорат, придерживающийся других взглядов на будущее Украины, на этих выборах просто не имел своих кандидатов. И не потому, что таковых не было изначально. Киевские «власти», особо не прикрываясь, выдавили их из кампании, сделав все для того, чтобы до финиша дошли только сторонники госпереворота.

Но Порошенко не сможет стать лидером всех украинцев еще и потому, что между ним и пришедшей к финишу второй Юлией Тимошенко на самом деле почти такая же пропасть, как между Западом и Юго-Востоком Украины. А есть ведь еще и Дмитрий Ярош, и другие «полевые командиры» госпереворота. Отсутствие консенсуса внутри элиты или группы лиц, таковой себя называющей, – основная проблема Украины весь период ее самостоятельного постсоветского существования. Дележка портфелей, которых на всех никогда не хватает, способна загубить любую зарождающуюся в Киеве коалицию так же быстро, как она будет создана. Заметьте, что формирование правительства будет происходить на фоне обещанных выборов в Верховную Раду, а значит, схватка намечается знатная.

Наконец, настроения на Юго-Востоке. Мало того, что на этот раз мнение, как минимум, двух, а скорее, шести-восьми областей не было представлено в ходе президентской кампании вовсе. Война с собственным народом, судя по первым заявлениям победителя, не прекратится, а к разговору Порошенко готов только с теми, кто не замечен в выступлениях против Киева. Позиция странная, я бы даже сказал, провокационная.

Другими словами, это означает, что майдан жил, майдан жив, майдан будет жить! Он будет жить еще и потому, что за последнее время на Украине появилась целая прослойка «профессиональных» революционеров, которые существуют за счет майданов и прочего революционного мародерства. От такой кормушки отлучить непросто. К тому же эти личности при достаточном финансировании могут создать перед западными спонсорами Украины иллюзию наличия пассионарного большинства, стоящего за главой государства. Так что сохранить майдан и в интересах Порошенко.

Но ведь и его противникам, и временным союзникам майдан тоже необходим. Майдан – это палка о двух концах, о которую споткнулся Янукович. Тот тоже терпел площадь, правда, немного по другим причинам – как постоянно действующий клапан по выпуску пара. И прозевал момент, когда давление в «кастрюле» под названием Украина достигло критической точки и «кастрюльку» стало разрывать на части.

Увы, процесс не завершен. Именно об этом говорят нам ход и итоги голосования. Часть страны выбрала себе временного президента. Но пока одни определялись с лидером, другие – самоопределялись под грохот канонады. А это значит, что ничего не закончилось! Все только начинается!

P.S.: Некоторое время назад я писал, что для России этих выборов просто нет, и любой их результат не будет нами признан, потому что объявлены они нелегитимными властями с нарушением конституционных норм, а избирательная кампания проходит в условиях фактически идущей гражданской войны. По-прежнему придерживаюсь такой точки зрения. Однако не думаю, что Россия на официальном уровне не признает результаты выборов. Ведь та часть Украины, которой это позволили, действительно, сделала свой выбор. И с этим выбором надо считаться. Только вот вопрос: можно ли назвать происходившее 25 мая выборами президента всей Украины? Впрочем, пусть с этим казусом разбираются дипломаты. Главное, чтобы он не оказался казусом белли.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также