Блестящая операция – вот только как-то за читателей «Эха» неловко. Ну ладно, ведь на войне же с режимом – а война все спишет.
Учитесь, как нужно работать.
Два часа назад вполне респектабельная радиостанция «Эхо Москвы» выходит с заголовком: «Владимир Путин стал обладателем виллы в Испании и планирует выращивать на ней элитные сорта винограда».
Это — новостная лента, не блог какого-то клоуна, про который традиционно «Эхо» твердит: это не мы, мы только забор, а за то, что написано на заборе, не отвечаем.
Еще раз — это новости, за базар в которых нужно отвечать стопудово. Значит, игра всерьез.
Смотрим текст — «…по данным британского издания Daily Mail…».
Опаньки, про то, что информация не от «Эха», а от желтой, как глаза гепатитника, Мэйл, — в заголовке ни слова. Ну, хотя бы в форме «Британская пресса пишет…», или «Как выяснили корреспонденты Daily Mail…». Ну да, формально закон не требует. Но в приличных домах не принято сморкаться в край скатерти — хотя закон тоже не требует. Более того, в других ситуациях «Эхо» ведет себя именно так с заголовками — прилично то есть.
Но уровень Мэйл, царицы желтушников, все же не такой, чтобы откровенно подставляться — у них юридическая цензура посильнее главреда будет.
Дальше следите за руками.
Ставка на то, что 99 из ста не пойдут искать материал в Мэйл — это срабатывает всегда. Тем более что публикация «Эха», разумеется, никакой ссылки не содержит.
Просто учитесь и запоминайте.
А мы все же поищем.
«Всего четыре минуты — и стейк из тунца готов!» Ручки не только у «уховцев» есть.
И опять же, продолжаем вскрытие — «господа ординаторы, прошу всех обратить внимание, какая очаровательная гнилостная язвочка у этого тела!»: Статья Мэйл — длинная, между прочим, — о чем угодно: о сортах вин, которые здесь будут выращивать, о фамилии виноградаря, нанятого в поместье, о соседе Роде Стюарте… Но ни слова о том, на что опирается Мэйл, когда все это великолепие дарит Путин.
Ни полсловечка официального лица, ни размытой фотографии бумажки из мэрии, ни даже хитрозапутанной цепочки собственности, доказывающей, что если в соседней Малаге публичным городским сортиром владеют выходцы из Таджикистана, то точно это — путинское лежбище.
Ни буквы.
Но — помним про главных людей в Мэйл, юристов — внизу крошечным текстом приписка — подробности смотрите Olive Press.
Трогательно.
То есть теперь «виноватость» уходит уже не от «Эха» к Мэйл, а от Мэйл к плюшевому сайту с никому неизвестным названием.
Это как под этикеткой добротного, простого, понятного кьянти «Чиннатойя» вдруг обнаруживается заклеенная этикетка сербского «Варанц», а под ним — наклеенная от руки бумажка с надписью «Кадарка» на молдавском.
Но стрелки с себя Мэйл перевела — юристы дали добро.
То же востроженное бла-бла про качество виноградников, уровень недвижимости.
Добавилось: «в недавно вышедшей книге (так в оригинале — А. Ш.) указывается, что Путин посетил Испанию 37 раз по подложным документам в 90-х». И все?..
Нет, не все — мы узнали, что владельцы виноградника отказались подтверждать покупку.
Единственная ссылка на источник сайта — их же собственная публикация двухлетней давности.
Нет, коллеги, это не «Кадарка» — это бутылка от «Кадарки» была; а что там сейчас — токсикологи спорят…
Ну, хорошо, для чистоты эксперимента заглянем информационному чучелу — а уже понятно, что это не сенсация, а набитое ватой чучелко — во внутренности.
Исходная статья трехлетней давности на том же глухопровинциальном Olive Press. Читаем: «…невозможно подтвердить покупку (Путиным недвижимости, о которой рассказывает „Эхо“ — А. Ш.)… Конечно, русский лидер имеет семью, живущую на побережье Коста-дель-Соль». Напоминаю — это 2012 год…
И блистательное, как вишенка на тортике: «…местный агент по недвижимости Адам Нил Терра Meridiana сообщил: «Мне сказали, что был куплен политиком в русской Думе, но я не нашел, кто же это, и я предполагаю, что это легко может быть президент Путин».
Браво, «Эхо Москвы».
Логика заготовки такого чучелка проста: если просто опровергать эту чушь, то возникает ситуация «слово против слова», а если идти путинской пресс-службе в суд… То она немедленно обнаружит противником не «Эхо Москвы», и даже не желтушную Daily Mail — а нелепый провинциальный испанский сайт, который светочи чистой журналистики вместо себя немедленно подставят, и который будет в восторге от такой рекламы, и неизбежные извинения которого стоят дешевле принтера, на котором будут напечатаны.
Блестящая операция — вот только как-то за читателей «Эха» неловко. Ну ладно, ведь на войне же с режимом — а война все спишет. Так, попутный ущерб они, эти читатели…