Соединенные Штаты приступили к модернизации своего ядерного оружия. Первой в очереди на усовершенствование стоит размещенная в Европе тактическая атомная бомба свободного падения В61. Ее одиннадцать модификаций предложено заменить двенадцатой, которая значительно превзойдет все предшествующие варианты.
Об этом заявило Национальное управление ядерной безопасности США (The Department of Energy’s National Nuclear Security Administration, DOE/NNSA). По плану этого ведомства В61-12 должна быть принята в боевой строй в 2018 году и на ее серийное производство до 2020 года будет затрачено около 8 млрд. долларов.
Что представляет собой пресловутая В61? По внешнему виду она похожа на ракету длиной в 3,5 метра и диаметром в 33 сантиметра. Подвешивается к корпусу американских штурмовиков A-10, многофункциональных истребителей F-16, истребителей пятого поколения F-22 и F-35, а также европейского Tornado. Ее средний вес 320 килограмм. Но он может варьироваться в зависимости от модификации боеприпаса, который обладает одним уникальным качеством — временем его взрыва можно управлять (в зависимости от того, где он должна грохнуть — над землей, на земле или глубоко под землей). Кроме того, можно перенастраивать и мощность этого взрыва. Опять же в зависимости от цели, для которой он предназначен (поражение живой силы на поле боя, разрушение городов, подземных бункеров, ракетных шахт). Заряд способен меняться от 10 килотонн до 340. Если вспомнить, что американская бомба Little Boy («Малыш»), сброшенная 6 августа 1945 года на Хиросиму, обладала мощностью от 13 до 18 килотонн и сразу унесла жизни 150 тысяч человек, а бомба Fat Man («Толстяк»), эквивалентом в 21 килотонну, сброшенная на следующий день на Нагасаки, погубила 80 тысяч человек, не считая тех, кто умер потом от лучевой болезни, то каждый в состоянии подсчитать сам, сколько жизней может погубить одна такая «переменная» В61.
Еще несколько очень важных деталей о В61. По разным источникам известно, что у США всего 400 таких бомб. Половина из них находится в Европе, в пяти странах — в Германии (базы ВВС США «Рамштайн» в Рейнланд-Пфальце и на немецкой базе в Бюхеле), а также в Италии, Бельгии, Нидерландах и ставшей знаменитой сейчас базе «Инджирлик» в Турции. Летчики стран НАТО, которые летают на А-10, F-16, Tornado, а в перспективе и на F-35 из Бельгии, Нидерландов, Германии и Италии, то есть тех стран, которые не имеют своего ядерного оружия, в нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), где предписано странам-участницам «не принимать передачи ядерного оружия, а также контроля над таким оружием ни прямо, ни косвенно», обучены применению этих бомб.
Скажу больше — самолеты, способные нести эти бомбы к цели, под предлогом того, что у стран Балтии нет своих истребителей, давно начали нести боевое дежурство на базах Зокняй под Шауляем и Эмери под Таллином. Это случилось задолго до организованного в том числе и с активным участием некоторых стран альянса кризиса и государственного переворота на Украине и возвращения Крыма в Россию. И когда в Брюсселе, ссылаясь на «российскую военную угрозу», громко рассуждают о необходимости разместить четыре мотопехотных батальона в Польше, Литве, Латвии и Эстонии, и ни слова не говорят о «воздушном патрулировании» неба над Балтикой, а по существу барражировании самолетов, способных нести ядерное оружие, у российских границ, то это только попытка замаскировать истинные цели приготовления НАТО к ядерной войне.
Вопрос — против кого, не стоит. Ответ на него очевиден. Не против террористов же?! Воевать с террористами ядерным орудием все равно, что бороться с тараканами, поджигая собственную кухню. Таких устремлений ни у Вашингтона, ни у Брюсселя что-то не наблюдается. Да и вообще, готовность, а точнее неготовность НАТО к борьбе с террористами — тема отдельного разговора. Оставим ее на время.
Понятно, что атомная бомба В61 и перспектива ее модификации в варианте В61-12 (она будет еще отличаться от предыдущих образцов тем, что полетит к цели без парашюта, как это предусмотрено сейчас, а с новым хвостовым управляемым оперением) предназначена для задачи, как ее формулируют в Вашингтоне и Брюсселе, «для устрашения и сдерживания России». Формулировка смешная, запугать ракетно-ядерную Россию невозможно, а сдерживать, если иметь в виду то, что все время талдычат на Западе — наступление на Восточную Европу и захват стран Балтии и Польши, — бессмысленно. Нам это не надо ни при какой погоде. В остальном — сдержать наше поступательное развитие (экономическое, технологическое, научное и т. д.), даже несмотря на любые санкции, — кишка тонка. Но опять же, это лицемерная и насквозь лживая формулировка, как и многие другие, исходящие из-за океана, прикрывает совсем иные, категорически противоположные от озвученных цели. А именно — при помощи этих атомных бомб держать в узде европейские страны, повязать их, а точнее парализовать болезненным страхом — лишиться защиты Соединенных Штатов от «коварной и агрессивной России» и приучить жить возле чужого ядерного оружия. Превратив таким образом население Старого континента в американских заложников. Тем более сейчас, когда в Европу хлынули беженцы с Севера Африки и из стран Ближнего Востока, среди которых, не исключено, масса затаившихся террористов. Стремящихся, в том числе, завладеть и атомным оружием.
Специалисты знают, во времена холодной войны, когда, кроме НАТО, существовал и Варшавский договор, а в Восточной Германии находились советские войска, США разместили вдоль берегов Рейна, на границе между ГДР и ФРГ ядерные мины. Под предлогом того, что, если советские танки пойдут в атаку на Западную Германию, эти мины взорвут, и советская танковая лавина будет разгромлена и уничтожена. Самое смешное, что те мины американцы разместили на куриных фермах — ядерному заряду требовала постоянная достаточно высокая температура, особенно зимой, и согревать их доверили несушкам. Теперь в качестве своеобразных несушек приспособили население Шауляя и Таллина. А люди, проживающие у баз с американскими бомбами В61 в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландах и Турции уже стали мишенью для ответного удара в случае, не дай Бог, развязывания новой войны в Европе.
Люди это понимают и активно требуют вывода американского ядерного оружия с европейского континента. Об этом практически никто на Западе не пишет, — тема не модная. Но демонстрации с подобными лозунгами не раз проходили и в Бельгии, и в Италии, и в Нидерландах. Бундестаг ФРГ даже принимал решение с требованием к США очистить немецкую землю от заокеанских ядерных бомб.
Но вот какая интересная деталь. Конгресс Соединенных Штатов тут же одобрил закон, по которому вывести ядерное оружие США из Европы можно только в том случае, если за это проголосуют все до единного члены НАТО. То есть только при абсолютном консенсусе. Можете себе представить, чтобы Эстония, Латвия или Литва проголосовала против интересов Вашингтона? А Польша? Я, например, не могу.
На этом фоне вновь уместно вспомнить, что за свою речь в Праге в 2009 году, где Барак Обама провозгласил стремление США избавить мир от ядерного оружия, президент Соединенных Штатов получил Нобелевскую премию мира, но ни на шаг не продвинулся к озвученной цели. До сих пор даже не сумел подвигнуть свой конгресс ратифицировать Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Россия, Великобритания и Франция ратифицировали это соглашение, США — нет. За ним не стали его ратифицировать Китай, Индия и Пакистан, а Северная Корея вообще отказалась от участия в этом договоре. Более того, регулярно проводит подобные испытания, ссылаясь на то, что таким образом укрепляет свою безопасность, в том числе и защищается от агрессивной политики Вашингтона. А что Барак Обама? Как нобелевский лауреат собирается дальше сокращать ядерное оружие?
Он это делать не собирается. В последний год нахождения у власти Обама подписал закон, по которому на развитие, совершенствование и создание нового ядерного оружия в ближайшие двадцать лет выделяется около триллиона долларов. В том числе и на модернизацию любимой бомбы Вашингтона — В61. В двенадцатом варианте.
Какие планы на ядерное оружие у кандидатов в президенты США — Дональда Трампа и Хилари Клинтон? Если лидер республиканцев говорит о возможности дальнейшего сокращения ядерных арсеналов страны, чтобы направить освободившиеся деньги на другие цели, в том числе и социальное развитие США, чтобы сделать свою страну опять великой державой, то выдвиженец демократов настаивает на дальнейшем совершенствовании ядерного оружия, которое и делает Америку великой. Но, не исключено, что после победы в президентской гонке, тот же Трамп изменит свою позицию, а Клинтон продолжит гонку ядерных вооружений, начатую при Обаме.
Как в России относятся к перспективе модернизации американских атомных бомб свободного падения В61? По-разному. Конечно, эти бомбы и сегодня представляют для нас немалую опасность. По названию, классификации и типажу они — тактические, но для нашей страны — стратегические, так как находятся в непосредственной близости возле отечественных границ. Но ни под один договор — ни в СНВ-1, ни в СНВ-3 — они официально не подпадают. Соглашений по тактическому ядерному оружию у нас с США нет и не будет до тех пор, пока Вашингтон, как не раз заявляли в Кремле, не вывезет свое нестратегическое ядерное оружие на собственную территорию. У нас все ядерное оружие, как стратегическое, так и тактическое, на своей земле.
Министерство иностранных дел России выразило серьезную озабоченность намерением Белого дома повысить эффективность размещенного в Европе тактического ядерного оружия и разработать новую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР). Речь идет о планах модернизации ядерного арсенала США, активно продвигаемых сейчас среди американских парламентариев. Директор департамента МИД РФ по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Михаил Ульянов заявил журналистам, что Россия намерена учитывать в своем военном планировании объявленные планы Вашингтона по производству модернизированной ядерной бомбы В61-12 и разработке новой МБР. «Речь идет не о коробке спичек и не о пистолете. Мы знаем, что при администрации Обамы, который вроде бы начинал с разговоров о скорейшем построении безъядерного мира, начата самая масштабная в истории США модернизация ядерного арсенала, на который планируется потратить колоссальные средства — триллион долларов», — отметил дипломат.
По словам Ульянова, программа данной модернизации рассчитана на создание систем ракет, систем управления, которые будут действовать до 50-70-х годов этого века. «То есть это долгосрочная, нацеленная в будущее программа, и в таких масштабах она в Америке не осуществлялась никогда. Упомянутые ядерные заряды — это составная часть большой программы модернизации, которая касается стратегических носителей», — подчеркнул директор департамента МИД.
Станут ли новые бомбы В61-12 для нас опаснее, чем их нынешний вариант? Вряд ли. Что бомба с парашютом, что без него — все равно это оружие массового поражения и к его нейтрализации надо относиться так, как этого требуют национальные интересы страны. Догадываюсь и даже убежден, что в российском Генеральном штабе есть решения на этот случай. Там люди — серьезные и умеют ставить на место зарвавшихся милитаристов. А оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М», как и наши дальние и стратегические бомбардировщики с крылатыми ракетами «Калибр-НК» на борту, могут достать американские ядерные базы в любой точке Европы.
Мнение военного обозревателя Виктора Литовкина
не всегда совпадает с офоциальной позицией агентства ТАСС.