Чтобы сделать вложения в Восточную Сибирь рентабельными, российскому государству нужно преодолеть инерцию в системе налогообложения.
Сейчас система СРП функционирует, может быть, и не идеально, но работает она намного лучше, и главное – в интересах российского государства. Первоначально СРП было составлено таким образом, что фактически полностью оставляло Россию без прибыли, все распределение средств было на усмотрение инвестора. Потом порядок был пересмотрен и условия соглашения стали такими, которые соответствуют мировой практике и интересам нашей страны. При этом, поскольку такая форма взаимодействия и инвестирования пригодна лишь для беднейших стран и не слишком отвечает интересам России, было решено больше не заключать таких соглашений. В настоящее время наши проекты, в том числе и шельфовые, развиваются по совершенно иному сценарию: создаются специальные управляющие компании и в них контрольный пакет принадлежит российским государственным компаниям.
Отмечу, что сахалинское совещание Владимира Путина и Игоря Сечина дало и более интересную тему. Глава «Роснефти» говорил о том, какие суммы будут инвестированы в развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири. Эти суммы значительны. Поэтому интересно оценить, что может получить от этого Россия. Сечин говорил об 1 трлн рублей инвестиций. Это значительная сумма. И если сравнить ее с ожидаемой прибылью, то она после оплаты налогов составит 142 млрд долларов. Иными словами, на 1 вложенный рубль или доллар придется по 4,5 рубля или доллара прибыли.
Тут есть одна сложная вещь, которую необходимо преодолеть. Дело в том, что Восточная Сибирь - гигантский регион и условия хозяйствования там очень сильно различаются. И если на Сахалине проекты эффективны при той системе налогообложения, которая существует, то восточносибирские проекты буксуют при имеющейся системе уплаты налогов. Слишком мало освоен это регион и слишком он велик. Если вы открываете месторождение в Восточной Сибири, то на 1 тонну открытых запасов в настоящее время приходится примерно 100 рублей инвестиций, а продать эту тонну на аукционе или инвестору можно только за 25 рублей. На 75% убытка ни один экономист, инвестор, менеджер не пойдет. Поэтому, вместо того, чтобы открывать в год по 30-50 месторождений в Восточной Сибири, а выявленная структура позволяет делать именно это, Россия открывает 1-3 месторождения.
Таким образом, чтобы сделать вложения в 1 трлн. рублей в регион и получить от этого достойную прибыль, российскому государству нужно преодолеть инерцию в системе налогообложения. Да, подвижки есть. Немного ослаблена система налогообложения для шельфовых проектов, облегчен налоговый режим для нефти, добываемой из Баженовской и Ачиновской свит. Но нужно идти дальше.
Относительно нашего выхода на азиатские рынки, то это стратегически верное решение. Это ключевой регион на планете в настоящий момент. За последние 10 лет регион претерпел процесс смены образа жизни. Там меняется все: социум, отношение к образованию, благам жизни, философии. Этот процесс ведет к тому, что резко растет потребление энергии на душу населения. Если потребление энергии на душу населения в Ките и Японии достигнет уровня Южной Корее, а это вполне реально, то на Земле потребуется вдвое увеличить добычу газа с 3,3 трл кубометров до 6-7 трл кубометров в год. Это гигантский рост и поэтому российский газ будет востребован. Да, в мире пытаются разрабатывать альтернативные источники энергии, но весь российский газ, который будет открыть, найдет своего потребителя.
Важно также и то, что восточносибирские проекты обеспечивают не только приток денег в казну. Они, если говорить о геополитике, направлены на сохранение целостности России. Такие проекты, как Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО), это как обручи, которые стягивают бочку.