Уличный протест навряд ли приведёт к быстрой отставке главы Карелии. Президентская администрация не позволит сформироваться прецеденту. Иначе ведь в доброй половине регионов могут начаться отставочные кампании.
А «прогибаться» под требованиями «горлопанов» с провинциальных площадей не положено по статусу. Может ускользнуть символизм властвования, по отношению к которому безоговорочна формула, что федеральный центр всезнающ, мудр и справедлив.
Однако критическая масса сомнений в доверии карельскому губернатору уже продемонстрирована и Кремлём учтена. Помогли и Общероссийский народный фронт, и порой кажущаяся тефлоновой петрозаводская градоначальница, и новые медиа. Теперь решаются задачи по подбору кандидатур нового главы и вырабатывается модель предсказуемой замены. Замены в смысле введения в предвыборный статус. Ведь повторение по новому кругу никому не нужно. Именно по этой причине перебираются варианты с Р. Нургалиевым, О. Тельновым, В. Семёновым, Э. Слабуновой. Главное —предсказуемость, задаваемая параметрами доверия.
«Если мы сохраним доверие граждан, то они тогда будут поддерживать практически всё, что мы делаем, и где-то, как коллеги говорят, готовы будут и потерпеть» — вот формула, из которой сам российский президент исходит в своей системе управления и которую весьма успешно продвигает на региональный уровень. Это — страховка от социальных неурядиц и тех самых граждан, которые начинают ставить подписи, поддерживая смену власти.
Если предположить, что подобная модель соответствует и представлениям Главы Карелии, то в его интерпретации она упрощается до известного положения о действии сил в сообщающихся сосудах, где один сосуд — это консолидация и завтрашний «высокий уровень жизни», а второй — сегодняшняя социально-экономическая удовлетворенность. Эта конструкция построена на гипотетических допущениях. Их несколько.
Первое допущение: Александр Худилайнен — эффективный администратор, и при нём все показатели, характеризующие социально-экономическое положение республики, прирастают и демонстрируют только положительную динамику. Поэтому он и пользуется поддержкой большинства жителей региона. Это стоит понимать как поддержку принимаемых губернатором решений, иначе и быть не может, потому что народ сам себе не враг. Второе: каковы бы ни были социальные лишения, если жители доверяют Главе, то они будут готовы терпеть. Третье: всё, что делает губернатор, — благо для республики, народ не может не поддерживать то, что делается для его блага, а те, кто не поддерживает, вне сомнений, действуют вопреки интересам народа. Четвертое: если возникают острые социальные проблемы, то их возможно преодолеть «гораздо большим количеством денег», хотя у последних есть нематериальный заменитель, который и формируется в первом сосуде консолидации.
Отсюда и универсальное правило: если наполнить один сосуд, поднимается уровень в другом, сообщающемся сосуде. Чем больше любовь к Главе у народа, тем выше прочность его терпения. По крайней мере, на уровне федерации такое наблюдение подтверждается эмпирическими данными. Но на республиканском уровне, начиная с первого допущения, начинаются косяки и проблемы. Последовательное ухудшение социально-экономического положения ощущает подавляющее большинство жителей Карелии. Даже если в губернаторской субъективной картине происходящего —периодически это прорывается в бравурных отчётах и столичных интервью — именно подавляющее большинство всем довольно, а остальные «раскачивают лодку». Невыполнение первых двух допущений приводит к деформации третьего и четвёртого. Проклятые сообщающиеся сосуды!