Явка у нас соответствует уровню развития демократии, равна европейским показателям и выше, чем американская на парламентских выборах. Конечно, если сравнивать с другими странами: с Бразилией, например, где голосование на выборах является обязательным, — не правом, а обязанностью, — то явка у нас ниже.
А если сравнивать со странами более цивилизованными, где участие в выборах — это право, а не долг, то даже чуть-чуть повыше, чем в Испании и Португалии.
Я бы не акцентировал внимание именно на явке, любят у нас говорить, что раз не 100% пришло, то и выборы не настоящие, и так далее. Это чушь, потому что участие в выборах, участие в политике — это не дог и не обязанность, и то, что примерно каждый второй это право реализует — это весьма высокие показатели, а вовсе не низкие, как любят говорить критики политического режима.
ЦИК активно участвует в разборе дел, связанных с нарушениями, но дело в том, что у нас очень много выборов более низких уровней — в заксобрания регионов, госсоветы, и так далее. И все нарушения, о которых я читал и слышал, касаются выборов на уровень ниже, там, где региональная политическая культура всегда оставляла желать лучшего. На выборах федерального уровня, по партийным спискам в ГД, значительных нарушений нет. В случае, если о нарушениях поступают сигналы, то в каждой ситуации разбираются буквально в режиме онлайн. Например, в случае с Марией Бароновой (кандидат в депутаты ГД от проекта «Открытая Россия» — прим. Политаналитики.), после выяснения всех обстоятельств, она сама извинилась перед Памфиловой, отозвав свои жалобы.
Позиция ЦИК вызывает уважение и симпатию, Памфилова поставила свою очень высокую репутацию на кон, и для неё это важнейший день, даже не года, а всей карьеры. Поэтому я ожидаю, что она будет активно во все вмешиваться, для нее не будет мелочей, все этого ждут, и так оно и будет происходить.