По результатам выборов российским партиям необходимо делать выводы, каждой из серьезных партий — свои. Те, кто не сделает эти выводы, — рискует остаться за бортом политического процесса.
Особенно это касается тех, кто прошел в Госдуму. Тех, кто в нее не попал может не остаться на политическом поле хоть завтра и избиратель этого просто не заметит. А вот остальным все-таки жить и работать предстоит. И в первую очередь это касается КПРФ, которая на выборах продемонстрировала печальный, чтобы не сказать убогий результат.
Пять лет назад казалось, что коммунисты могут и выйти из системного кризиса — партия успешно преодолела выборы, активно отжимая свой ядерный электорат и набирая новых сторонников. Но как и предупреждали коммунистов, заигрывания с либералами им ничего не принесли — этот избиратель отвернулся от них при первой возможности, в первую очередь в столице и наукоградах. А теперь им надо думать, как жить дальше, а не жаловаться Владимиру Путину на то, что университеты в Москве проголосовали за «Яблоко», а не за КПРФ.
У каждого поражения, как и у каждой победы, есть свое имя — имя конкретных людей, за них ответственных. Так было и в случае со столичными коммунистами. За провал коммунистов в Москве виноват конкретно глава московского горкома КПРФ Валерий Рашкин и набранная им команда.
Они посчитали, что столица и без того «против „Единой России“», что и делать-то ничего не надо, просто достаточно их присутствия в бюллетене и москвичи сами проголосуют за них. Сложно сказать, что было в голове у руководства московского горкома партии. Но точно идея поработать и послушать протестного избирателя там в голову не приходила.
Практика же показала, что и КПРФ рашкинского образца, и сам глава московских коммунистов, в Москве слабо избираемы. В 2011 году коммунисты набрали по столице почти 20 процентов голосов, а 2016 — чуть больше 13 процентов. По сравнению с прошлыми выборами коммунисты потеряли в столице почти полмиллиона голосов. И никакой кризис и расчеты на протестное голосование им ничего не дали. А сам их лидер не дотянул и до 13 процентов, что иначе как сокрушительным поражением и не назовешь.
Единственный коммунист, который пробился в столице по одномандатному округу — и тот шел не при поддержке горкома и Рашкина, а при поддержке действительно известного в Москве члена КПРФ, депутата Мосгордумы Андрея Клычкова.
Такой результат стал результатом «работы» КПРФ в Москве в последние годы. Если чем она и запомнилась, то преимущественно скандалами, когда рашкинцы последовательно отжимали куда более популярных в Москве «товарищей по партии» сугубо административными методами. Опять-таки безо всякого учета мнения избирателей. Поучили закономерный результат в итоге. Результат — провальный.
Это ставит один вопрос перед КПРФ в целом — партии необходимо обновление. Зюгановская «старая гвардия» избирателя порядком достала, она ни содержательно, ни стилистически не может дать партии и ее электорату ничего. И коммунистам предстоит очень простой выбор-либо радикально обновиться, либо уступить поляну вообще иным политическим силам. Другого выбора, по крайней мере в Москве, им не оставили.