27 апреля, суббота

Пара слов о поколении

29 апреля 2020 / 18:05
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Когда Путин говорил о критике спартанского способа естественного отбора, он имел в виду не только современные идеалы гуманизма. Он говорил о справедливости.

Справедливость – она же краеугольный камень всего. По крайней мере, русского. Как только нет справедливости – нет и страны.

Так вот, о справедливости. Что имеется в виду под словами об открытии экономики, снятии всех карантинных мер и прочее и прочее? Ну, если цинично так и правдиво говорить? Имеется в виду, что мы, социум как таковой, считаем, что старшее поколение «свое пожило», и ему пора на свалку, и ради него мы толщиной своего кошелька рисковать не собираемся.

Ведь, риски – они самые серьезные как раз для 60+. Все, что ниже – рисково, если много хроники, и в целом никак не выбивается из общего статистического ряда по любому году. А 60+ это как раз зона риска. И там риски выше обычного, судя по той же Италии, раза в три.

Что говорят или имеют в виду некоторые критики карантинных мер (отнюдь не все, но некоторые - точно)?

Они имеют в виду, что наша страна особо никогда не беспокоилась о жизнях стариков, да и вообще. Что врачи к пациентам на старости лет всегда относились и относятся цинично – выживет/не выживет, как бог даст. Что изменение вдруг политики государства в связи с коронавирусом – это либо мимикрия, либо личный страх представителей поколения 60+, а отнюдь не общий гуманизм. И что, учитывая эту вечно наплевательскую позицию по отношению к старикам, сейчас государство могло бы точно так же не беспокоиться особо о них, взамен принимая меры для спасения экономики и особо – частного бизнеса.

Есть ли правда в их словах? Наверное, какая-то есть.

Стариков у нас, действительно, жалеть не принято.

Можно много рассуждать о том, почему это произошло – искать исторические корни этого в революции 1917 года, в развале патриархальной семьи, в урбанизации и, соответственно, превращении матери рода в бабку-сиделку с детьми, в вымирании мужиков после войны от ранений, стресса и водки, а при Брежневе – от водки и стресса. В общем, можно говорить много.

А можно не говорить, а подумать – кто эти люди – 60+? Это те, кто видел полет Гагарина – в газетах, лично или еще в колыбельке. Это те, кто в 80-е надеялся на социализм с человеческим лицом. Это те, кто растил детей в ситуации дефицита. Это те, кто в довольно таки молодом возрасте (30 там или 40 лет) на своих плечах и спинах ощутили – каково это, когда рушится твоя страна, когда у тебя убивают родину, когда все твои мечты и песни превращаются в пыль, а все то, что было ценно еще вчера – сегодня объявляется грязью под ногтями. Хорошие, плохие – им на долю выпала судьба не сильно лучше поколения рожденных революцией. Да, из ребят 1920 года рождения в живых остались единицы. А из поколения сегодняшних 60+ живы многие. Но давайте все же честно признаемся – то, что им пришлось пережить – это катастрофа.

Кто-то привык к этой катастрофе, кто-то не смог. Кто-то попытался вкатиться в нее на боевой машине братвы, стреляя налево и направо, а кто-то честно тянул лямку на заводе. Кто-то мотался челноком в Польшу, а кто-то выходил на Тверскую.

Всякое бывало.

Но именно они – эти люди начали на своих плечах вытаскивать страну из пропасти. Пусть неловко, пусть оступаясь, но это начали делать они. Поколение нынешних 40+ как раз присоединилось к ним, когда от пропасти удалось отползти.

Повторюсь – это поколение, которому обещали жизнь при коммунизме, квартиру каждой семье, и прочие ништяки в виде прекрасного далеко, оказалось руинированным и преданным вместе с прежней страной. Это поколение, покряхтев и поплевав на руки, вытащило страну из бездны, вырастило детей, внуков, а кто-то растит и правнуков.

И вот, этому однажды преданному поколению, которое уже однажды было брошено и забыто, сейчас со стороны молодых – тех, кого оно как раз и растило – слышатся требования лечь на землю и сдохнуть, чтобы поскорее заработал барбершоп или вейп-салон.

То есть, предлагается еще одно – второе - глобальное предательство целого поколения.

Надо сказать, что наше государство, конечно, не идеал, но нормально существует сейчас именно за счет того, что имеющийся социальный контракт рассматривается обществом как в целом довольно справедливый и честный.

И надо понимать, что предательство поколения – это критический удар по справедливости. Он – этот удар – быть может, сперва и не будет осознан. А потом – он станет частью культурного кода. То есть, и так можно было! И если так можно было с бывшими стариками, то значит, так можно и с нынешними. А значит, можно все – и вводить меритократическую эйджистскую систему здравоохранения, и отменять пенсионную систему, и внедрять обязательную эвтаназию. Это я первое, что мне на ум пришло, говорю, если что.

Возвращаясь к теме нашего разговора. Бросить стариков – это значит не только перестать быть человеком. Это значит, сделать нелюдской и систему. Сделать систему людоедской. А в этом случае, рано или поздно, но система сожрет и тебя самого.


тэги
читайте также