Общество дает окончательную оценку качества результатов труда журналиста, и чтобы оценка эта была высокой, журналист просто обязан быть объективным.
Торговля страхом
Журналист — человек, который получает зарплату у своего редактора, но контракт у него заключен с обществом. Общество дает окончательную оценку качества результатов труда журналиста, и чтобы оценка эта была высокой, журналист просто обязан быть объективным. А быть объективным — это значит правдиво рассказывать читателям обо всех деталях, о разных мнениях, чтобы дать им возможность оценить проблему во всей ее глубине и многообразии.
К сожалению, этим прописным истинам журналистской профессии не всегда следуют не только отдельные авторы, но и целые издания. «Комсомольская правда — Челябинск», очевидно, забыла об условиях своего контракта, и вдруг откровенно встала на сторону одного из участников болезненного конфликта вокруг Томинского горно-обогатительного комбината — яростных противников его возведения из небезызвестного движения «Стоп ГОК». Не помешало этому ни одиозность лидеров движения, ни даже откровенная слабость их позиции.
Фамилии Московец, Черкасов, Есаков, Табалов могут ничего и не говорить рядовым челябинцам. Между тем, эти главные противники строительства комбината одновременно являются полномочными представителями оранжистских партий в Челябинской области. Не смущает ли «Комсомольскую правду — Челябинск» такое совмещение должностей? Похоже, что нет — ведь с момента проведения самых первых протестных акций газета, фактически, стала информационным спонсором и координатором деятельности «Стоп ГОКа». Об этом красноречиво свидетельствует количество и восторженность посвященных движению публикаций, а также постоянно звучащие призывы поддержать его подписью или участием в митингах. Время и место проведения акций, страницы мероприятий в социальных сетях — всю эту информацию легко почерпнуть на страницах местной «Комсомолки».
Более того, челябинские «комсомольцы» почему-то предпочитают умалчивать об истинной «изнанке» лидеров «Стоп ГОКа». Вот, например, в статье «Движение „Стоп ГОК“: Не поддавайтесь панике, еще ничего не решено!» одного из лидеров движения Василия Москвца они называют скромно — юрист, не упоминая о том, что он еще и координатор челябинского отделения партии «РПР-Парнас». Ради объективности — можно ли поверить, что такой человек будет заниматься организацией протеста, не преследуя при этом целей, находящихся где-то далеко в стороне от заботы о чистом воздухе, благополучии региона и здоровье его жителей? А раз так — не мешало бы все-таки о такой заинтересованности читателям сообщить.
Знает обо всем этом федеральная «Комсомольская правда»? А если знает, то готова ли она мириться с таким понижением стандартов журналистской работы? Хотелось бы, чтобы вопрос этот не остался чисто риторическим.
Конечно, думается, дело тут дело не только в подкупе местной франшизы одиозными политиками и поклонниками майдана, что, будем говорить правду, и так достаточно очевидно, но и в том, что страх вообще хороший товар. Взвешенные, претендующие на объективность статьи о неоднозначных проблемах — слишком сложно и долго, да и не каждый читатель захочет с ними знакомиться. «Нас предали», «И живые позавидуют мертвым» — статьи с таким содержанием продаются гораздо лучше. Дешевый и короткий путь к популярности, что там говорить.
Вот лишь некоторые примеры торговли страхом на страницах челябинской «Комсомолки».
Площадь Томинского ГОКа — 28 кв. км. Карьер навсегда(!) уничтожит поля, леса, водоемы.
Почему навсегда? Результаты государственной экспертизы говорят, мягко говоря, несколько иное. Допустим, газета не верит результатам работы нанятых государством экологов и готова поверить лишь заключению «независимых» (от кого?) экспертов. Продолжаем читать «Комсомолку» и видим — так и есть. По мнению газеты, необходима общественная экспертиза. Таковой еще только предстоит пройти, но газета уже заранее знает ее результаты и уже сейчас призывает прийти на митинг против ГОКа.
Сейчас спасти ситуацию с ГОКом реально может сильное общественное противодействие и проведение общественной экологической экспертизы даже в условиях положительного заключения государственной экологической экспертизы
А если и общественная экспертиза решит, что строительство ГОКа не превратит окрестности поселка Томино в филиал ада и вообще не сильно усугубит экологическую обстановку? Как «Комсомольская правда — Челябинск» будет смотреть в глаза тем, кому она продавала страх?
В сложившейся обстановке стремительно множатся те, кто хочет нажить политический капитал на страхах челябинцев. Свой кусок пытаются урвать и коммунисты, которые ратуют за проведение референдума по вопросу о строительстве Томинского ГОКа. А их извечные враги — либералы охотно им в том помогают. Уже и на митинг 7 ноября начали агитировать — в политике все средства хороши.
Удивляет и подобная флюгеру позиция региональных властей, которой «Стоп ГОК» активно пользуется. Играя по факту на два фронта, областная администрация поддерживает рост протестных — по сути, политически протестных — настроений. Дошло до того, что лидеры движения на публичных акциях стали заявлять о том, что на губернатора оказывается «давление сверху», а потому его необходимо поддержать. Все это, как водится — без малейшего намека на подтверждение фактами. Нечего сказать, хорошую поддержку нашел себе губернатор Дубровский!
Дальше — больше. Шестого ноября региональные власти не согласились признать опубликованное ранее положительное заключение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а вице-губернатор Олег Климов заговорил о необходимости «независимого аудита». Что ж, становится понятным, почему региональные СМИ проявляют такое усердие в поддержке «Стоп ГОКа».
Есть ли в позиции региональной власти, в статьях челябинской «Комсомолки», в коммунистическом референдуме и во всем этом «Сто ГОКовском» зоопарке истинная забота о благе региона? Не похоже. А похоже, что все они, вслед за заместителем губернатора Сеничевым просто считают свою область… Ну, дальше ведь все слышали.