Огромная проблема еще и в том, что Россия по остаточному принципу финансирует работу с диаспорами и на продвижение русского языка.
Сегодня встретился с главой Комитета по делам СНГ Думы Леонидом Слуцким. Он меня читает, а я достаточно регулярно пишу про Среднюю Азию. Понятно, что во многом взгляды у нас разные от слова совсем, но по позициям России в Средней Азии совпадения есть. Так что просто послушали друг друга.
Тему Украины я не поднимал, да и вообще все уже сказано. Единственное, Слуцкий прав в том, что Украину раньше держал Виктор Черномырдин, который был там послом. Причем, держал и там, и тут. После его ухода с должности, а потом из жизни держать стало некому. Кстати, проблема послов и дипломатов на территории СНГ очень острая, нету людей, которые бы могли профессионально отстаивать интересы страны.
Огромная проблема еще и в том, что Россия по остаточному принципу финансирует работу с диаспорами и на продвижение русского языка. Русские школы закрываются, причем, ровно потому, что нет денег. Кто же кроме России их будет финансировать? Зато Запад правильно делает, скажем, Институт Гете или Британский совет, с них надо брать пример. А я помню, как зашел в наш культурный центр в Ереване… Это совершенно безжизненное пространство. В дружественной Армении! Эффект уже достигнут — по таксистам понял, что молодые не знают русского языка. В Израиле я жил рядом с культурным центром России, так там кроме здания тоже ничего нет. И только на сегодняшней встрече я вспомнил, что у нас есть Россотрудничество.
И вот представьте Средняя Азия в ее современном формате. Количество русских там, конечно, уменьшается, но они там есть. Получить гражданство русскому из Узбекистана не проще, а чаще и сложнее, чем узбеку. Но хоть диаспору там надо поддерживать, использовать ее для продвижения своих интересов. Но для этого с ней надо работать. Увы, пока о таком можно только мечтать.
В итоге же Россия потеряла статус ведущей региональной державы на постсоветском пространстве, я об этом уже писал. Проигрываем мы, наверное, всем странам, которые имеют там интересы. Они-то стараются людей поддерживать, а мы в той же Украине тупо покупали то Януковича, то еще кого-нибудь. И где они сейчас все?
Хорошо, что сегодня я увидел запрос на то, чтобы это все послушать. Ну, а для меня лично важно еще и то, что мои публикации имеют какие-то последствия.